tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О классицизме и романтизме

Вчера bohemicus опубликовал очередной концептуальный пост. С деталями, разумеется можно спорить, но с основной мыслью (точнеее одной из основных мыслей) соглашусь безусловно. Культура (а во многом и политика) 19 и 20 вв. есть порождение эпохи романтизма. Но вот был ли романтизм порождением английской гегемонии? Богемик приводит слова чешского историка Иво Будила:
"Просвещённый универсализм и рационализм Франции потерпел поражение на заморских полях сражений и был скомпрометирован эксцессами французской революции. Великобритания не обладала интеллектуальной и духовной силой, которая представляла бы собой идеологический аналог британского флота, солдат в красных мундирах и манчестерской промышленности. Романтизм - бунт эмоций, иррационализма и древних инстинктов - в значительной мере был реакцией на эту духовную пустоту".
Что ж, мне идея нравится. Действительно, Британия в 18 веке находилась на культурной периферии Европы, и вполне возможно, романтизм был реакцией на пустоту. Но романтизм, в спою очередь был порождением Просвещения, и реакцией на чрезмерную антикизированность европейской культуры. Классицизм понятно, но и барокко и рококо (в несколько меньшей степени) основывались на античности и Высоком Ренессансе, который в свою очередь также был антикизирующим течением. Поэтому можно представить, как же за много веков всех просвещенных людей достали все эти фронтоны, колонны, Венеры и цезари. Исчерпание технологических возможностей также сыграло свою роль.
Постренессансная живопись достигла пика своих возможностей к середине 17 века, в творчестве Веласкеса Рембрандта и Вермера, каменная архитектура – к середине следующего столетия. Классицизм (пуссеновский) и неоклассицизм – по сути дела явления мертворожденные и ретроградные. В (нео)классицизме изначально был заложен потенциал саморазрушения. И потому в картинах Давида и его школы уже ощущается романтическое начало. От «Наполеона на перевале Сен-Бернар» уже не так далеко до «Офицера конных егерей» Жерико. И первые нарочитые архаизаторы в живописи – «Бородачи» вышли из школы Давида.


Жак Луи Давид. Наполеон на перевале Сен Бернар. 1800


Теодор Жерико. Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку. 1812

Да, вполне вероятно, что предромантические тенденции были наиболее сильны в Англии и англомания первой половины 19 века бала порождена именно спросом на романтизм как противовес классицизму. А дальше уже можно спорить до посинения, что было бы если бы гегемоном осталась Франция, а Британия прозябала бы на вторых ролях. Но такой спор ненаучен, а потому лишен смысла.
Для меня безусловно лишь одно: культура. Как и большинство сложных систем подвержена периодическим колебаниям, и для каждого классицизма неизбежно придет свой романтизм. И наоборот.

См. также:
"Примитивисты" - 1: "Les Barbus"
О рождении "примитивизма" и низвержении Рафаэля
Tags: 18 век, 19 век, Британия, Европа, Ж.Л. Давид, Франция, живопись, искусство, классицизм, романтизм, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments