?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Примитивисты-3. (Художники "нетрадиционной ориетации"-5) Джованни Баттиста Сальви и Карло Дольчи
tito0107


Как думаете, кто автор этой картины, и, самое главное, в какое время он жил? Кто-то из последователей Рафаэля? Или, может, более искушенные читатели увидят руку одного из назарейцев? Ни то и ни другое. Но обо всем по порядку.
Я уже писал неоднократно, что тяга к примитивам возникает после того, как достигнуто пресыщение (См. здесь, например, и здесь). Хочется чего-то простого, наивного, безо всяких там изощрений-извращений. В европейском искусстве (если брать глобально) оно было достигнуто в 17-18 вв., в эпоху барокко и рококо. Реакцией на это стал неоклассицизм, который сам, в свою очередь, подвергся нападкам со стороны художников, жаждавших еще большей простоты, назарейцев, в первую очередь, но не только их (см. 1, 2).
Но это если брать всю Европу. А в самой передовой европейской стране – Италии указанные процессы происходили значительно раньше. Почти на два века.
Собственно, позднее творчество братьев Карраччи, и, наиболее талантливого из них, Аннибале, уже есть возвращение к истокам, уже во многом носит классицизирующий характер. Но в большей степени этот характер проявляется в живописи их последователей: Гвидо Рени, Доменикино и других академистов, вплоть до Пуссена.
Итальянский академизм 17 столетия стал реакцией не столько на поздний маньеризм, сколько на «натурализм» Караваджо и его последователей. Хотя и Гвидо Рени, и Доменикино и Гверчино и даже Пуссен не избежали воздействия живописи Микеланджело Меризи. Но рано или поздно правильность, да что там, слащавость их работ тоже приелась. Иным художникам мало было Рафаэля (идеала академистов) им захотелось прерафаэлитов.
Речь идет прежде всего о двух художниках: Карло Дольчи (1616-1686) и Джованни Баттиста Сальви, прозванного Сассоферрато, по месту рождения (1609-1685). Количество работ, принадлежащих и приписываемых обоим художникам очень велико, и, разумеется, в их творчестве можно проследить самые разные влияния: академизм, караваджизм, поздний маньеризм. Многие их работы можно было бы назвать натуралистичными или гиперреалистичными, но это гиперреализм не 17 , а 15-начала 16 в., с тщательной проработкой деталей и повышенным вниманием к фактуре. Но объединяет этих, довольно разных и по уровню таланта и по манере мастеров интерес к прерафаэлитскому искусству: Филиппо Липпи, Перуджино и другим мастерам кватроченто. Карло Дольчи экспрессивнее и склонен скорее к маньеризму, Сассоферрато спокойнее и классичнее. Я бы сказал, что второй, как художник слабее первого, но «имитировать» стиль прошлых веков у него получалось лучше. Вплоть до того, что в 18 в. его считали современником Рафаэля (ау, новохронологи!))

И еще. Работ этих художников очень много, и многие из них достойны внимания, но здась я собрал наиболее "архаизирующие"

Карло Дольчи


Автопортрет, 1674


Св. Екатерина Сиенская, ок. 1665-1670


Ecce Homo, ок. 1635


Св. Себастьян. Оба художника отдали дань маньеризму.


Мужской портрет. (Обр. внимание на одежду)


Мадонна с лилией, 1642


Благовещение, ок. 1650. Надо сказать, Дольчи даже в наиболее архаизирующих вещах остается художником своего времени

Сассоферрато


Автопортрет, ок. 1650


Мадонна со спящим младенцем


Святое Семейство, между 1640 и 1650


Маденна с Младенцем, ок. 1650. Снова маньеризм


Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Св. Елизаветой


Три возраста человека, вольная копия с Тициана


Мадонна. Вольная копия с Рафаэля (Мадонна Конестабиле


Крещение Христа. Копия с Перуджино

Биография Карло Дольчи (англ.); рус.
Биография Джованни Баттиста Сальви (англ.); рус.


  • 1
Понравились: Карло Дольчи - Автопортрет, 1674 и Мужской портрет. Те, что в терновых венках - кошмар. Св. Екатерина Сиенская просто отвратительна.
У Сассоферрато понравились Мадонны.
В Святом семействе дама парафиновая какая-то... бр-рр. И Автопортрет неприятный, думаю этот эффект из-за синего фона.

Edited at 2013-08-24 05:12 pm (UTC)

В Святом семействе дама парафиновая какая-то... бр-рр. И Автопортрет неприятный, думаю этот эффект из-за синего фона.

Есть немного

У Сассоферрато живопись в Автопортрете чем-то напомнила Петрова-Водкина, те же эксперименты с фоном (Петров-Водкин, вроде, шёл от иконы, но эффек тот же). Изображение противопоставляется фону по цвету, и (в чём и эксперимент и эффект) не вписывается в фон, как бы живёт независимо от него (почти нет свето-воздушной вписанности в фон).
Не думала, что в те времена художники также искали эффектов, шли на такого рода эксперименты ) Спасибо, просветили.

А потому и шли, что предел реализма был достигнут, и писать все "как в жизни" было просто скучно.
И сравнение с П.-В. тут уместно, он ведь тоже итальянцами вдохновлялся. В раннем творчестве - кватроченто, Перуджино, если не ошибаюсь, в частности, в зрелом - еще более ранней эпохой, от Джотто до Фра Анжелико.

Как Вы думаете, это публике стало "просто скучно" смотреть на работы хорошей реалистической школы и покупать их, а художники уже среагировали на запросы общества, или самим художникам захотелось "новенького"?
После чтения Ваших постов я осознала, что мне, пожалуй, нравится хорошая реалистическая живопись (показателен Ваш пост от 11 июня "Две картинки"), и, чем дальше, тем меньше привлекают эксперименты разного плана. Если учесть, что у меня нижне-тагильский худграф перида перестройки (1986-1991), где очень приветствовались творческие поиски и эксперимент... м-да, старею наверное )

Думаю, сначала все же художникам захотелось. Собственно то, как публика воспринимала всех новаторов очень показательно. Но, с другой стороны у ценителей искусства тоже был запрос на новаторство. Импрессионисты и их последователи ведь не единственные, даже если Францию только брать. Тот же Гюстав Моро был не менее, а в чем-то и более радикален.

(Deleted comment)
"это ж чистый постимпрессионизм, прямо "Едоки картофеля" какие-то"

Ну да, помню, помню.)

(Deleted comment)
А маньеризм вообще можно рассматривать как некий протомодернизм. "Едок" Аннибале сюда конечно не относится, это скорее постманьеризм.

(Deleted comment)
"самые разные влияния: академизм, караваджизм, поздний маньеризм" - таки это не влияния, а тенденции.
Да и то с достаточно размытыми границами :-)).

  • 1