tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Художники, которым не повезло - 31. (Художники "нетрадиционной ориентации"-6). Любен Божен

Число художников, которым не повезло на несколько порядков больше, чем число везучих. Поэтому приходится выбирать тех, что с изюминкой. Поэтому некоторых можно занести и в число художников «нетрадиционной ориентации» в хорошем смысле, как в анекдоте.)
Вот, например, Любен Божен. Сегодня он известен (широко, в узких кругах) как автор незамысловатых аллегорических натюрмортов типа вот этого:


Натюрморт с шахматной доской, 1631.

Но натюрмортами его наследие отнюдь не исчерпывается.
Любен Божен родился в городке Питивье в состоятельной семье. Год рождения точно неизвестен (между 1610 и 1613), у кого он учился – тоже (считается, что испытал влияние школы Фонтебло). В 1628-29 г. он приезжает в Париж, но провинциальное происхождение (и, наверное, отсутствие хорошей профессиональной подготовки) мешает ему добиваться выгодных заказов. Поэтому он работает в низком жанре – пишет натюрморты, большинство из которых относится к концу 20-х – началу 30-х гг. 17 в. В 1632-1640 г. он живет в Италии, где женится на римлянке. Там, он попадает под влияние Рафаэля, Корреджо и Пармиджанино и начинает работать в совершенно ином стиле. Современники видели в нем последователя Гвидо Рени, за что он даже получил прозвище «Маленький Гвидо», и, при желании в его творчестве можно обнаружить влияние этого итальянского художника (как и влияние Пуссена), но все же влияние это будет очень незначительно. Умер живописец в 1663 г. (См. биографию на французском)
Стиль его работ можно определить как запоздалый маньеризм, но я склонен видеть в них неоманьеризм, т.е. сознательное подражание итальянскому (и не только итальянскому) искусству столетней давности. Вполне вероятно, что Божен сознательно стремился противопоставить пышности и натурализму барокко и классицистской строгости изысканность и изящество итальянских мастеров середины 16 столетия. Я бы сказал, что из всех маньеристов он ближе всего к Беккафуми, но это сугубое ИМХО.
Думается, эти черты: изысканность и изящество могли бы его искусство сделать востребованным в эпоху рококо, но спустя несколько десятилетий после смерти он был прочно забыт. Заново открыли творчество Божена Любена только в 20 веке, причем с этих самых натюрмортов (может, в 1930-х годах видели в них некую близость к метафизической живописи). Но его религиозная живопись, опять же сугубо по моему субъективному мнению, куда интереснее. Прежде всего тем, что показывает, что искусство любой эпохи очень разнообразно и порой отдельные его явления довольно сложно привязать к сетке стилей, созданной кабинетными учеными позапрошлого века.


Мертвый Христос с двумя ангелами. Ок. 1645-1650


Рисунок к этой картине


Оплакивание Христа


Снятие с креста


Шествие на Голгофу. Нашел только ч/б репродукцию, но какая, однако, экспрессия!


Святое семейство с ангелами


Незаконченный вариант


Рисунок


Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем


Мадонна с Младенцем. (Кликайте, это чуть ли не единственная репродукция в хорошем разрешении). Тут явные отсылки к Пармиджанино


Еще одна Мадонна


Святое Семейство с ангелами, ок. 1642. Старуха, подозреваю - Елизавета, мать Иоанна. (Еще одна репродукция в хорошем разрешении).


Поклонение пастухов


Введение Богоматери во Храм. Одна из самых "маньеристических" работ в смысле чистоты стиля


Рспятие


Переход через Чермное море. Увы, нашел только такую крохотульку. Буду очень благодарен за ссылку на нормальную репродукцию.


Св. Иероним


Похищение Елены. Вот за это его иназывали "Маленьким Гвидо"


Лот с дочерьми.


Детство Юпитера, 1640-е


Этот зомби - Св. Григорий Великий


Аллегорический портрет Великого Конде


См. также:

Джованни Баттиста Сальви и Карло Дольчи
Tags: 17 век, Франция, барокко, живопись, маньеризм, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments