tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Про кап- и соцреализм

У visualhistory замечательная подборка работ американского художника Харольда Андерсона (1894-1973), озаглавленная «Капреализм». Сам я этим термином пользуюсь давно, не помню, употреблял ли его в ЖЖ, ибо тема – на периферии моих интересов.



При виде его работ вспоминается, конечно Рокуэлл, но Андерсон и по уровню таланта пониже, да и ранг не тот совсем (В Википедии статьи о нем не нашел).
Ну и разумеется, аналогии с соцреализмом, наиболее махровым его периодом с середины 1930-х до конца 1950-х. Можно было бы поискать параллели с картинами советских художников, но что-то мне неохота это делать. И, при всем сходстве советского и американского искусства тех лет есть очень два, на мой взгляд, существенных различия.


Во-первых, очень мягко говоря, штатовское искусство «капреализмом» не исчерпывалось, напротив он был лишь ничтожной струей в мощном потоке. Разумеется, к этому течению никак нельзя отнести ни Хоппера, ни Рокуэла Кента, ни Уайета, т.е самых что ни на есть реалистов. Собственно предназначение для творчества подобных Андерсону художников – обложки в журналах, иллюстрации, даже открытки м.б., т.е. это пин-ап, практически. По отношению к искусству вышеперечисленных художников-реалистов он маргинален. В СССР же 95% официального искусства – тот самый соцреализм, аналогичный «капреализму». Т.е. мамы, папы, дети, школа, флаги, причем все в рафинированном виде и с непременным оттенком умиления. Что уж там, если Дейнеке доставалось за формализм, не говоря уж о Фаворском, к примеру. И здесь важно то, что картины всех соцреалистов создавались в расчёте на шир.нар. массы, как и работы их американских коллег. И полотна более-или менее крупных мастеров репродуцировались в огромном количестве. Все же, что не вписывалось в каноны соцреализма, оттеснялось на обочину, маргинализировалось, и это еще не самый худший вариант. Т.е. советское «высокое искусство» - это уровень американских журналов и едва ли не открыток.
Во-вторых, «капреализм» ироничен. У Н. Рокуэлла это особенно заметно, но и у Андерсона иронии хоть отбавляй.
Сравнить хотя бы первую картинку вот с этой:


Хорошей же иронии в соцреализме – это еще надо поискать. Кроме Решетникова так сразу никого и не вспомню из крупных. (Из более мелких - «Вратарь» С. Григорьева). Везде либо паучья серьезность, либо что-то слащаво-умилительное, или и то и другое сразу, как у Пахомова, в те годы. (Мне он очень нравится, кстати) Чучхейское искусство вот это последнее качество довело до кристальной чистоты, только вот по профессиональному уровню живописцы из КНДР ниже своих советских коллег из середины прошлого века неимоверно.

Tags: 20 век, Россия, США, живопись, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments