tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Об альтернативной гармонии. Прерафаэлиты и Тициан.

Во времена Роже де Пиля живописцы делились на «рубенсистов» и «пуссенистов», но и Рубенс и Пуссен на самом деле вторичны. Думаю, всю историю европейской живописи за 300 лет (условно с 1550 по 1850 г.) можно свести к противостоянию Рафаэля и Тициана (а Микеланджело вообще скульптор:) Рубенс, конечно «тицианист» в первую очередь, а Пуссен – «рафаэлист».
Рафаэля взяли на вооружение академисты. Сам академический подход, когда в основе всего лежит рисунок, а колорит служит лишь дополнением к нему убивает живопись на корню, но именно такой подход возобладал ко второй половине 18 века на большей части Европы, за исключением Англии и Венеции, пожалуй. (Может, сюда же надо отнести и Испанию времен молодого Гойи)…


Тициан. Мадонна с младенцем. ок. 1507 г.
Увы, репродукция убогая...

Я уже писал, что ранние работы Тициана произвели на меня более сильное впечатление, нежели поздние. Ранние удивительно гармоничны, и все в них уравновешено: и рисунок и колорит, и реальное и идеальное. Поздним же Тицианом можно восхищаться, но назвать его гармоничным никак нельзя, от него – прямой путь к Эль Греко.


Тициан. Распятие, 1558

Прерафаэлиты отказались от Рафаэля уже в самом наименовании Братства. И хотя Тициана никак нельзя отнести к дорафаэлевскому времени, многое сближает великого венецианца с английскими художниками. В первую очередь, сближает их стремление к гармонии, но гармонии не классической, не рафаэлевской. Прерафаэлиты были в каком-то смысле даже натуралистами (по крайней мере, на первых порах), но это натурализм восхищенный, стремление передать «все как есть», ради чего выписывается каждый волосок, каждая травинка. Таким же восхищенным натуралистом был и молодой Тициан. И когда я смотрел на «Христа в родительском доме» Миллеса, я вспоминал портрет «Винченцо Мости».

Тициан. Портрет Винченцо Мости, ок. 1520




Дж. Э. Миллес. Христос в родительском доме, ок. 1850

Уделяя огромное внимание рисунку, прерафаэлиты были все же в первую очередь колористами, и здесь опять параллель с Тицианом напрашивается сама собой.
Гармония=равновесие, а равновесие в нашем неустойчивом, динамичном мире никогда не бывает долговечным. Высокий Ренессанс длился не более 30 лет, а Братство Прерафаэлитов существовало в несколько раз меньше. После начинается распад. И тем не менее, влияние прерафаэлитов на дальнейшее развитие живописи, да и многих других областей культуры переоценить сложно. Как и влияние Тициана.
Tags: 16 век, 19 век, Британия, Италия, Тициан, диалог культур, живопись, параллели, прерафаэлиты, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments