tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про символику разных глаз

Читаю википедическую статью про синайскую икону Христа Пантократора:



В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражало идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света.


Умиляет меня это умение находить символику в каждой загогулине.

Вот, например, неизвестный мужчина с фаюмского портрета:



Ну тут 100% преемственность. И явно сей муж имеет двойственную природу. И глаза: один с бликом, другой - без, источником света неизвестный египтянин является только на половину.

А это Альбрехт Дюрер:



Тут художник, помимо всего прочего, использует обратную перспективу. Стало быть, сопротивляется воздействию "хищнически-механической", по выражению о. Павла Флоренского культуры Ренессанса.

Или вот юная испанская девушка с картины Мурильо из предыдущего поста:



Один глаз подает надежду невидимому кавалеру, другой отвергает.
Tags: 15 век, 17 век, Византия, живопись, портрет
Subscribe

  • Простые русские женщины

    Большая подборка портретов русских крестьянок и купчих (вт. пол. 18-пер. пол. 19 в.) Неизвестный художник. Портрет купчихи с муфтой. Кон. 18…

  • "Да, были люди в наше время!"

    Заголовок, вкупе с пожелтевшей берёзкой на переднем плане, как бы намекает, что изображено на картине. Луи-Франсуа Лежен. Бородинская битва. 1822…

  • Нетривиальная история и тривиальная литература

    Пропиарю ещё один канал на Дзене - "Нетривиальная история", тут название говорит само за себя. Вот, например, история русского крестьянина Ивана…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments