tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Про "велосипед Артамонова".

Вчера прочитал замечательный пост marinni про велосипеды:  http://marinni.livejournal.com/559816.html#cutid1
Так вот, там был затронут вопрос и про т.н. «велосипед Артамонова», на котором уральский мастеровой приехал в Петербург на коронацию императора Александра I. Дело происходило, понятно в 1801 г. Вот только и не происходило оно на самом деле. Ибо и Артамонов и его велосипед – выдумка от начала и до конца.
Вот это чудо техники:
 
 

 


Впервые я узнал про этот велосипед в далеком детстве из журнала «Юный техник». Там были картинки, изображающие велосипеды различных времен и народов и среди них одна, изображающая русского парня в лаптях, широкополой шляпе и со светлой бородой, сидящего на велосипеде-пауке с огромным колесом. Вот только в ближайшем окружении Артамонова ничего похожего на его велосипед не было. А были какие-то примитивные конструкции вроде самоката фон Дреза. Разумеется, это удивляло, но и переполняло меня гордостью за «наших». Тем более, что детище Дреза появилось через 17 лет после изобретения Артамонова.
То, что и Артамонов и его изобретение – полная фигня, давно доказано. Достаточно сказать, что первое упоминание о нем относится к 1896 г. и принадлежит оно уральскому краеведу В.Д. Белову. В 1910 г. известие об изобретателе Артамонове было включено в «Словарь Верхотурского уезда» И.Я. Кривощекова. И с тех пор пошло-поехало. И доехало до того, что известия об Ефиме Михеевиче Артамонове ( да, он обрел имя и отчество!) было включено в БСЭ, т.е., можно сказать факт изобретения велосипеда в 1801 г. был признан официально.
Но для того, чтобы понять, что эта история –мистификация не нужно было рыться в архивах и выискивать свидетельства того, что Артамонов проезжал когда-то через множество русских городов. Достаточно взглянуть на сам велосипед. Это – типичный «паук» с огромным передним и маленьким задним колесом. А такие велосипеды никак не могли появиться ранее 1870-х гг.
Первые «велосипеды», т.н. «hobby-horse» представляли собой самокаты, на которых сидели верхом и отталкивались от земли ногами.

Начиная с 1820-х годов предпринимаются попытки оборудовать велосипеды педалями.
Наконец, в 1862 г. 19-летний каретный мастер Пьер Лалльман придумывает велосипед с педалями на переднем колесе. По другой версии, педальный привод на переднее колесо изобрел Пьер Мишо в 1853 г. Впрочем, тут год вызывает сомнения.
Как бы то ни было, «пауки» начали победное шествие. Поначалу переднее колесо было не намного больше заднего, затем его диаметре стал резко увеличиваться. Это связано с тем, что большое колесо проходит больший путь за один оборот. Размеры колеса ограничивали только длиной ног седока, так что порой оно достигало 1.5 метра в диаметре. Но «паук» оказался тупиковой ветвью эволюции. Впрочем, быть может, он стал предшественником циркового моноцикла, точно не знаю.
 Так вот, «велосипед Артамонова» из Нижнего Тагила – типичный «паук». Металл, из которого он сделан, выплавлен в мартеновской печи, а такие печи появились на Урале в 1876 г. Одного факта этого достаточно, чтобы опровергнуть легенду о «велосипеде Артамонова», во всяком случае, точно можно заявлять, что экспонат из нижнетагильского музея – не то, за что его выдают. Кстати, появился он там в 1922 г., и тогда уже «паук», видимо, выглядел настолько архаично, что вполне можно было поверить, что он создан не 40-50 лет назад, а на 80 лет раньше. http://history.ntagil.ru/6_82.htm

К чему все это? Да собственно, к тому, что вообще-то в истории человеческой цивилизации полно таких «велосипедов Артамонова». Ведь факт сего изобретения не подвергался сомнению на протяжении почти 100 лет и был официально признан наукой. А ведь это такой же нонсенс, как изобретение компьютера на интегральных микросхемах в 1929 г., или появление цветного кинематографа в 1881-м. Любое изобретение не появляется сразу в совершенном виде.
Короче говоря: люди, думайте мозгами и не доверяйте энциклопедиям!


Велосипед Карла фон Дреза, 1817.
      

"Хобби-хорс" усовершенствованной конструкции, 1818

Дамский "хобби-хорс"

Велосипед Лалльмана, 1865. Переднее колесо ненамного больше заднего.

Велосипед образца 1870 г. Переднее колесо постепенно увеличивается в размерах.
  
Классический "паук". Огромное переднее колесо, крошечное заднее.


Велосипеды из Брокгауза.
Tags: Россия, датировка, исторические мифы, история, наука, техника, фальшивки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment