tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Монастырская фортификация как карго-культ. На примере Спасо-Евфимиева монастыря


Два с половиной года назад я написал про ростовский «кремль». В том духе, что представляет он собой, в первую очередь декоративное сооружение, в противоположность настоящей земляной крепости с бастионами в том же Ростове.
То же самое можно сказать и о большинстве русских монастырей 17 в., точнее их стенах. По сути дела, стены эти – дорогостоящие заборы, годные на то, чтобы защищать монахов и их имущество от взбунтовавшихся мужиков.
Вот, например, Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Стены возведены в 1664 г., их протяженность составляет 1160 м. Сооружение красивое и величественное, однако, настоящие крепости того времени выглядели совершенно иначе.


И, разумеется, напоминает Московский Кремль. Есть что-то нелепое в том, что русские монастыри второй половины 17 в. (сюда же, к примеру, и ростовский Борисоглебский монастырь и московские Новодевичий и Донской монастыри) пытаются воспроизвести облик крепости, возведенной итальянцами за двести лет до этого. Разумеется, оборонительные функции тут – дело третье, а может и пятое, главное, чтобы было как в столице, у великого государя. Т.е. эстетическая и символическая функции превалируют.




В некоторых местах стена заваливается наружу. Ее пришлось подпирать контрфорсами.



Tags: 17 век, Суздаль, карго-культ, монастыри, фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments