tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О датировке Архиерейских палат в Суздале


Во многих источниках датой первоначальной постройки архиерейских палат называется конец 15 в. (или просто 15 в.). Основания для такой датировки не совсем ясны.





Следует отнести к древним постройкам на архиерейском дворе еще здание первого этажа угольного корпуса палат. Это одно из ранних зданий палат, скрытое под застройками XVII века.
Стены этой палаты сложены из необычно крупного кирпича. Из показания суздальского попа Никиты Пустосвята в 1662 г. видно, что это здание действительно древнее и что в нижнем этаже его большое помещение занималось погребом, а вверху размещалась «казенная палата», где хранились ценности и «разная рухлядь» архиерейского дома. Предполагается, что корпус был построен в конце XV века.


Уже в сообщениях источников о городском пожаре 1577 года упоминается о каменных Архиерейских палатах около собора.
Таким образом, древнейшее упоминание о палатах относится к 1577 г.
А датировка трапезной Введенской церкви – это просто песня!



Варганов был склонен идентифицировать здание с благовещенской трапезной церковью 1559 г., упомянутой в обнаруженной им Вкладной книге суздальского Рождественского собора. В то же время знал он и о пожаре 1577 г., после которого появилась Введенская церковь. Эти сведения входили в противоречие с натурой: как опытный реставратор и знаток древнерусской архитектуры. Варганов отчетливо понимал, что трапезная церковь XVI в. никак не может иметь такой план и формы, как наша. В одном из отчетов он изложил свои аргументы за датировку ее XVII веком, и даже точнее - второй половиной, однако отсутствие документов XVII века и обаяние даты 1559 г. не позволило отступить от 16 в.
В датировке церкви XVII в. точку ставит Благословенная грамота архиепископа Стефана 1675 г., данная в Шартомский монастырь: «… а строить ту каменную церковь на службах тем образом, как в Суздале, на нашем дворе построена новая церковь, а олтари сделать тройные, а вход и двери в трапезу и в церковь сделать также, как в Суждале».

(Тимофеева Т.п. История реставрации архиерейских палат в горде Суздале (Западный корпус)// Материалы исследований. Научно-практическая клонференция 13-14 ноября 2010 г. Владимир, 2011)

Вроде бы из процитированной грамоты однозначно следует, что Введенская церковь была построена во второй половине 17 в., незадолго до 1675 г. Однако ж, историки и искусствоведы буквально зубами и когтями уцепились за дату 1559 г., и часто можно встретить утверждения, что в 17 в. церковь была только перестроена.
Вот пример:
Первое и достоверное указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой...» Здание этой церкви в XVII веке было перестроено и в таком виде дошло до нас.

Кажется, пресловутая Вкладная книга – единственный источник, говорящий о трапезной церкви 16 в. Но не единственная каменная церковь Архиерейского двора, вроде бы построенная в 16 в.:
автор «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» Ананий Федоров отмечает еще вторую церковь, построенную там же, на архиерейском дворе, в 1578 году. По этому поводу он сообщает следующее: «Да в доме его преосвященства церковь каменная теплая, строение преосвященного Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, который бысть в лето 7086». Церковь была освящена во имя Введения во храм.
Эта церковь с незначительными переменами и надстройками сохранялась до 1951 года. С восточной стороны в XVII веке к зданию пристроена палата, соединившая Варлаамовскую церковь с архиерейскими палатами.
Ананий Федоров написал свою книгу ок. 1770 г., издана она была только в 1855. Источник, мягко говоря, не 100% надежный.
Но наступает более-менее задокументированный 17-й век и обе церкви бесследно исчезают:
В «Писцовой книге города Суздаля 1628—1630 гг.» на дворе архиепископа упоминаются уже две церкви: Всехсвятская с приделом «деревяна клецки» да новосооруженная Успенская. Построенные ранее и уже отмеченные нами церкви XVI века Благовещенская и Введенская почему-то в описи не отмечены. По всей вероятности, здания церквей пострадали в период польского нашествия и при составлении описи не были в числе действующих.
Ну да, традиция у нас такая – то на татар валить, то на поляков…


Соборная колокольня, 1635 г.
Tags: 16 век, 17 век, Суздаль, датировка, древнерусская архитектура, хронология, церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments