tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Каприччо, как выражение кризиса классической архитектуры

Натолкнулся на одного художника, Антонио Джоли (1700-1777). Родился в Модене, умер в Неаполе. Не сказать, чтобы особенно примечательный живописец, этакий ведутист-середнячок эпохи рококо.
Джоли написал немало полотен в жанре каприччо, а сам расцвет этого жанра в 18 столетии уже симптоматичен. Дело в том, что по моему субъективному мнению каменная архитектура достигла пика своего развития как раз к первой половине или середине означенного столетия. Все возможные формы были опробованы, дальше оставалось только повторяться. Или поискать экзотики какой-нибудь, отсюда многочисленные павильоны в стиле шинуазри.
И конечно, столь свойственное эпохе игровое начало проявляется в многочисленных архитектурных фантазий, большинство которых и не планировали воплощать в жизнь. Здесь можно вспомнить многих: от Пиранези до Леду. И Джоли тоже отметился.


Каприччо с изящными фигурами


Каприччо с римскими руинами


Каприччо с воскрешением Лазаря в руинах римских терм

Большинство его фантазий – вариации на тему классической архитектуры, не то римской, не то ренессансной. Причем встречаются и эклектичные детали, вроде барочной волюты в развалинах римских терм.


Вид Мадрида


Вид Лондона. На переднем плане - похоже купцы разных национальностей. И турки (персы?) и евреи и даже, кажется, русские
Среди его ведут имеются изображения Мадрида и Лондона – городов, экзотических для итальянца.




И конечно, сказывается влияние зарождающегося неоклассицизма – Джоли пишет развалины храмов в Пестуме. Рококошные завитушки всех достали, хочется «простоты линий». По сути дела, неоклассицизм с его воспеванием античности можно бы считать первым историческим стилем.
Собственно, привлекла мое внимание к художнику вот эта вот картина, точнее готические окна опять же не то в римском, не то ренессансном сооружении, похожем на термы:



В свое время я довёл серию постов про посмертное существование готики, я уперся в 18 век. Сёрвайвел закончился, ривайвел, еще не начался. Готические элементы органично смотрятся в чешской «барочной готике», но, в общем-то, обращение к почившему в бозе средневековому стилю в эпоху рококо – явление из той же серии, что и шинуазри и пейзанские домики в королевских парках. Архитекторы судорожно начинают искать вдохновение в экзотических сооружениях иных страны и эпох, и эти поиски продлятся полтора столетия.
Tags: 18 век, Италия, архитектура, живопись, пейзаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments