tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Сравнение сложности портретов и многофигурных композиций на примере Гольбейна

В комментариях к предыдущему посту френд the_samian заметил, что «портреты и жанровые сцены у художников второго уровня часто гораздо лучше религиозных композиций». Я с этим почти согласен, но с двумя оговорками:
1. Жанровые сцены я бы оставил пока в стороне.
2. Не только у художников второго уровня, но зачастую и первого.
Но не у всех. У трансальпийских – в первую очередь, у итальянцев – в меньшей степени.
Взять, например, такого первоклассного, безусловно, мастера как Ганс Гольбейн Младший. По моему субъективному мнению он входит в десятку, если не в пятерку лучших портретистов сех времен и народов.
Вот широко известный портрет Шарля де Моретта:


А вот не слишком известный, и выбранный мною методом тыка портрет дамы с белкой:


Без комментариев.
А вот религиозные картины Гольбейна:


Тайная вечеря, ок. 1525.


«Noli me tangere» ок. 1532-1533


Аллегория Ветхого и Нового Завета, ок. 1530
Картины слабые не только в сравнении с его портретами, но и с религиозными композициями итальянских современников Гольбейна («первого» и даже «второго» ранга). Отчасти это можно объяснить тем, что творчество художника представляет собой переход от северной традиции (к которой принадлежал, например, Дюрер) к итальянской. Но можно сказать и еще проще: написать реалистичную многофигурную композицию значительно сложнее, чем написать портрет. В последнем главное – лицо, даже знание анатомии не столь принципиально. Посадил натурщика – и пиши (рисуй), сколько потребуется. (Можно тут и о гипотезе Дэвида Хокни вспомнить, но мне она все же кажется несколько сомнительной).
А для того, чтобы создать реалистическую многофигурную композицию, нужно и лицо уметь рисовать и анатомией владеть и перспективой и так далее.
Так вот, если мы возьмем период, начиная с конца 15 в, у итальянцев и портрет и многофигурные (прежде всего религиозные)развиваются примерно синхронно. На севере же лучшие портреты – на уровне лучших итальянских, а вот многофигурные композиции – явно хуже, в плане реализма, по крайней мере, точно.
ИМХО, на «итальянский уровень» многофигурных немцы и фламандцы выходят только к концу 16-началу 17 в., Испанцы – чуть позднее, французы - еще позднее. Но это уже другая история.

Немного в тему:
Про "Матрицу" и Гентский алтарь
Tags: 16 век, Германия, Италия, живопись, портрет, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments