tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Осторожно: готика! Собор в Тронхейме.



В Норвегии, в старинном городе Тронхейме, называвшемся также Нидарос есть собор. Вполне себе готичненький собор и очень древний. Начал строиться он еще в 11 веке в романском стиле, а достраивался уже в 13-14 веках в готическом.




Сейчас он выглядит так:



Когда я впервые увидел фотографию, изображающую интерьер собора то подумал: до чего же похоже на собор в Линкольне(?)! Не иначе, английские зодчие приезжали в северную страну и руководили строительством. Напоминает он и другие английские соборы: в Или, в Линкольне, в Солсбери и т.д.
Есть здесь такие типично английские черты как «разобщенность плана», перпендикулярность, октагон, веерные своды, фасад-ширма.
Но дело в том, что еще в 19 столетии этих самых сводов не было. Вот картинка, изображающая внутренность собора в 1840 г.:



Нет ни тонких колонн, ни веерных сводов.
Считается, что собор был построен на месте церкви Св. Олафа, возведенной в 1070 г. в романском стиле. Строился он в 12 (трансепт) и 13 веках и к 1320 г. был в основном закончен.
Однако, собор неоднократно горел (в 1327, 1531, 1708 и 1719 годах), а в 17 веке подвергся разорению протестантами.
Когда читаешь вышеприведенные сведения, то может сложиться впечатление, что облик собора оставался неизменным. Ну горел, но камень – все-таки не дерево, так что и стены и своды наверняка сохранились. Но это не так. Древнейшие изображения Нидаросдомен , которые удалось найти в сети, относятся к середине 17 века. Вот так собор выглядел в 1659 г.:





Видно, что центральный неф от фасада до средокрестия, да и сам фасад существенно ниже, чем сегодня.
В 1661 г собор обследовал архитектор Якоб Мортенссон Масхиус (надеюсь, правильно транскрибирую) и оставил гравюры
Вот фасад собора:

Никаких башен и окна-розы. Зато имеется много скульптур. Пространство между фасадом и средокрестием вообще, похоже не перекрыто.



Примечательно, что небольшая пристройка справа от хора (надо полагать, это капелла Иоанна Крестителя, построенная еще в 12 веке) на гравюре отсутствует. На гравюре 1659 года она есть. Есть она и на рисунке, изображающем средневековые части собора:
Почему Масхиус не изобразил ее? И существовала и она в 1661 г вообще? Быть может, он изображал собор с другой стороны (не северной, а южной), и гравюру следует перевернуть зеркально. Но почему архитектор тогда избрал этот вид, не дающий полного представления о соборе? Скорее всего это не так, потому, что в верхнем ярусе хора три стрельчатых окна (с другой стороны их четыре, что видно на изображении 1840 г.Не показана здесь и небольшая пристройка (притвор?), видная на плане и картине 1830 г. Кстати, верхний ярус окон похоже не относится к средневековью, т.к. он не показан на рисунке, изображающем средневековые части собора.

Вот гравюра уже 18 века, изображающая внутренний вид капеллы Св. Олафа (октагона):



В 1818 г в Нидаросдомене короновался король шведский и норвежский Карл XIV Юхан (он же Жан Батист Бернадот), вот картина, изображающая коронацию:



Уж казалось бы, должны привести собор в порядок.
Но еще в 1839 г. фасад выглядел так:





Выглядит он, надо сказать, очень убого, даже по сравнению с гравюрой Масхиуса. Большинство статуй куда-то исчезло, порталы закрыли какими-то уродливыми контрфорсами. За 180 лет культурный слой вокруг собора вырос примерно на метр и фасад кажется еще более приземистым. Черепица с крыши – и то посыпалась, видно и ее положили много десятилетий назад.
Вид сзади был более пристойным.

вид собора ок. 1830 г.:


фотография 1857 г.:

 

Видно, кстати, что по сравнению с 1661 г. произошли изменения. Октагон получил барочное перекрытие, а вот высокий шпиль над средокрестием был заменен на низкий шатер. Скорее всего, эти изменения произошли после пожара 1718 г.
В 1869 году началась реконструкция Нидароса. Вот несколько вариантов реконструкции:



 Видимо дела продвигались довольно медленно и даже в 1930 году до завершения было еще очень далеко.


Ок. 1890.


1930.

Официально реконструкция была объявлена законченной только в 2001 году.Сегодня собор Св. Олафа в Тронхейме выглядит как типичный готический храм.



Искусствоведы пишут:
Протяженный центральный неф сооружен в 1240—1280-х годах. Его тонкие пучковые колонны завершаются резными капителями и служат опорами для стрельчатых арок. Трансепт относится к более раннему периоду (1150-е гг.). Он несет на себе отпечаток романского стиля и его массивные опорные столбы резко контрастируют с готическими колоннами центрального нефа



http://slovari.yandex.ru/~книги/Величайшие%20храмы%20мира/Собор%20в%20Тронхейме/






Или вот:
хор весьма близко воспроизводит основные членения стены и характер форм в английском соборе в Линкольне, вплоть до тонких пучковых колонн арок нижнего яруса и сложных по профилировке арок трифория и окон.



http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/64.htm






Читаешь такое и складывается впечатление, что все это великолепие так и стоит неизменным с 1280 г. Однако, стоит посмотреть на старые изображения (например, гравюру 1840 г., изображающую хор) и очарование спадает. Ну где там пучки тонких колонн и стрельчатые арки?
Все это я к тому, что с готикой (да и не только с ней) нужно быть осторожным. Когда видишь какой-нибудь великолепный готический собор и восхищаешься мастерством средневековых зодчих, неплохо разыскать изображения этого собора, относящиеся хотя-бы к 17-18 векам. И тогда станет понятно, не было ли все это великолепие построено в последние два столетия.

Оригинальные стены собора.


Tags: 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, архитектура, барокко, готика, датировка, искусство, исторические мифы, стили, техника, фотография, хронология, эклектика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments