?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Эволюция нервюрных сводов - 2. Шестичастные своды
tito0107
Шестичастный нервюрный свод происходит из четырехчастного свода, травея в котором имела квадратную форму. Для большей прочности добавляется поперечная нервюра, проходящая через центр персечения диагоналей. При этом, на боковой стороне квадрата образуются две стрельчатые арки.


Шестичастный и четырехчастный своды.
Пояснение из книги О. Шуази:

Свод с квадратным планом, разделенный на шесть распалубок. — В эту эпоху свод главных готических нефов покоится на четырех основных устоях А, В, С, D (рис. 182, М), между которыми находятся устои второстепенного значения a и b.

Но, с присущей им логичностью, французские архитекторы не могли допустить, чтобы промежуточные устои а и b не поддерживали также и центрального свода. А так как их строительный метод устраняет всякие затруднения с пересечением нервюр, они перебрасывают между столбами а и b поперечную нервюру, которая принимает на себя часть распора и тем самым облегчает нагрузку диагональных арок. Таким образом они приходят к построению, изображенному на рис. 182, М. На этом плане Р обозначает поперечную пониженную арку, R — пару подпружных арок со стороны бокового нефа.



Схема шестичастного свода

Как и нервюрные своды вобще, шестичастные нервюрные своды зарождаются еще в эпоху романики. Один из первых примеров такого рода - свод ц. Троицы в Кане:


Здесь на поперечной нервюре свод не возводится, она просто подпирает уже существующий четырехчастный свод.

В дальнейшем на поперечной нервюре также стали возводить свод:


Ц. Сен-Этьен в Кане

Шуази, по понятным причинам, считает изобретателями шестичастного свода французов, но почти в то же время они появляются в Германии:


Ц. Апостолов в Кёльне. Здесь, как и в следующем примере шестичастные своды чередуются с четырехчастными.


Собор в Бамберге. В травее на переднем плане видна "неиспользованная" опора для поперечной нервюры. Поперечные арки также, как и диагональные имеют полуциркульную форму, но меньший диаметр. Соответственно, пята арки находится на большей высоте.
В Германии шестичастные своды перекрывают не только храмы:


Трапезная в Маульбронне

Шестичастный нервюрный свод был распространен в ранней французской готике:


Собор в Сансе


Собор в Лане


Собор в Лионе


Собор Парижской Богоматери


План собора в Сансе


План собора Парижской Богоматери

За пределами Франции и в более поздний период шестичастные своды встречаются не часто (похоже, они оказались тупиковой ветвью эволюции), но все же встречаются.


Чертоза ди Павия

  • 1
Вот такие забавные 5-частные из Линкольна. Насколько я помню, он один из ранних готических в Англии, и там разные поиски были. :-)



Спасибо! Пятичастный - очень интересный. Пригодится. Скоро буду про английские своды писать.

У меня много фоток Линкольнского собора и Йоркского. Очень рекомендую эту книжку http://bookre.org/reader?file=483224

Спасибо! Книжка есть у меня на бумаге, ее, в частности при подготовке этих материалов использовал.

Какая странная "схема шестичастного свода" - несимметричная. И на фотографиях она нигде не встречается...

Не понял, почему странная? И встречается на всех фотках от собора в Сансе до Нотр-Дама. Там все арки стрельчатые, кроме диагональных.

На указанной схеме изображена продольная арка (часть свода), идущая вдоль нефа, ее пересекают под углом 90 градусов поперечные арки; кроме того, изображены арки-своды, оси которых идут под углом в 45 градусов по отношению как продольным, так и поперечным аркам. То есть, если взять точку пересечения трех осей этих элементов свода, то получаются углы (идя по кругу) 90-45-45-90-45-45-90. На фотографиях, там где шестичастные своды, углы на пересечении везде 60 градусов.

Надеюсь, что мое объяснение понятно...

А как называется вертикальная подпирающая перепонка между 5-6 нерврой (перпендикулярной оси нефа) и сводом? Имею в виду первый снимок, собор Кана.

Не знаю. Хотя, конечно, можно поискать.

Ну и тогда сразу же попутный вопрос: не пойму, какую функцию выполняют вот эти перепонки https://goo.gl/images/fwbTyM
Зачем они местами/частично заложили стрельчатые арки?

Декоративную. Отделяют трансепт от нефов и от хора (более низкого).

Это зальный тип готики. СмотрИте, на другом снимке хорошо видно, что своды трарансепта, нефов и хора одинаковой высоты: https://yadi.sk/i/Kjwjr8DQ3WEcmT
Так что имено декорирует перепонка?

  • 1