tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О двух подходах к нервюрам и не только

Все никак не доберусь до серьезного разговора об английских сводах – так бытовуха заедает. Но ничего, даст бог, развернусь в новогодние праздники.
А пока, вот вам цитатка и пространный комментарий к ней:
«…здание в Лане было сложной системой, но несведущему могло показаться, что готика – это не более чем использование в больших количествах арок и столбов, способ придать стенам более интересный вид. Когда англичане познакомились с готикой, они ее понимали именно так. Они предпочитали считать готику не альтернативной системой строительства, а альтернативной системой украшения». (Кидсон, Томпсон, Мюррей. История английской архитектуры).
Можно выделить два подхода к архитектуре. Первый я назвал бы классическим, или цивилизованным. Второй – варварским, или периферийным. Первый делает упор на конструкцию, второй – на декор. Более того, даже в конструктивных элементах «варвар» видит, в первую очередь, декоративную функцию. Карго-культ в чистом виде, словом.
Так вот, англичане, в отношении к архитектуре, до определенного момента (века до 18, до Рена, м.б.) – безусловно «варвары». (Да и не только в отношении к архитектуре). Я понимаю, что когда русский упрекает англичан в варварстве и периферийности – это примерно так же выглядит, как если бы человек ростом 140 см назвал того, чей рост 165, недомерком. Однако, и карлики могут быть объективными, и мужчина 165 см. ростом – действительно коротышка. (Надеюсь, никого не обидел).


Собор в Руане (Специально взял позаковыристей)


Собор в Линкольне
Нелепый и путаный облик английских готических соборов (в сравнении с цельностью и ясностью соборов французских, например) – одно из проявлений этого варварства. Другое – любовь к нервюрному «узорочью».
Заметим, что во Франции очень сложные нервюрные своды встречаются редко (самые примеры – Сен-Эсташ или отель Клюни), а в Италии – кажется, не встречаются вообще, в Западной Германии, если не ошибаюсь, тоже не часто.
Зато на периферии …


Капелла Генриха VII




Собор в Сеговии


Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце




Ц. в Мурованке

Естественно, такая сложность приходит далеко не сразу. Но в «центре» она не появляется вообще. А об эволюции английских сводов – дальнейший рассказ

Tags: 15 век, 16 век, архитектура, готика, нервюры, своды, средневековье, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments