tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Аутисты и перспектива




Рисунок из книги Рамачандрана «Мозг рассказывает».
а – рисунок семилетней девочки-аутиста, с задержкой умственного развития
b – рисунок Леонардо да Винчи
с – рисунок нормальной восьмилетней девочки

И цитата из той же книги:

«Вы знаете гипотезу доктора Снайдера об одаренных аутистах?» спросили меня.
«Да, сказал я. Он предполагает, что в мозге нормального ребенка низшие зрительные области создают очень сложные представления лошади или любого другого предмета в трех измерениях. Ведь для этого возникло зрение. Но ребенок постепенно узнает все больше о мире, высшие корковые области порождают все более абстрактные, понятийные описания лошади. Например, «это животное с длинной мордой и четырьмя ногами и похожим на метелку хвостом и т. д.». Со временем взгляд ребенка на лошадь полностью формируется этими высшими абстракциями. Уменьшается его доступ к более ранним зрительным представлениям, которыми пользуется искусство. У ребенка-аутиста эти высшие области не развиваются, поэтому он способен получить доступ к этим более ранним представлениям так, как вы или я уже не способны. Отсюда удивительная одаренность ребенка в живописи. Снайдер также объясняет одаренность в математике, но мне это кажется слишком запутанным».

Общеизвестно, что некоторые аутисты обладают выдающимися способностями к рисованию. Причем порой 6-7-летние дети создают работы по уровню сопоставимые с работами взрослых художников. Вот, например, работы 6-летнего мальчика по имени Kieron Williamson (сейчас ему десять лет и найти его картины труда не составит):




Обратите внимание, что здесь используется перспектива¸ В то же время обычные дети перспективу, как систему, в своих рисунках не используют, по крайней мере, лет до 10-12, даже если знают в общих чертах ее правила. Несколько лет назад у меня возникла небольшая дискуссия с одним человеком по поводу работ Кайрона (надеюсь, правильно транскрибирую его имя). Мой оппонент начитался Раушенбаха и Флоренского и утверждал, что перспектива – это результат дурного влияния педагогов, и ребенок без этого влияния работал бы в системе обратной перспективы, или еще какой другой.
Может, и педагоги повлияли, конечно, но имеются по крайней мере еще два варианта. Второй заключается в том, что мальчик освоил законы перспективы, глядя на картины и фотографии, а потом уже начал использовать их в работе с натуры. Ну и третий вариант – он что видит то и рисует. А видит он, как и все люди и животные все в перспективе. (Разумеется, с поправкой на бинокулярность, сферичность сетчатки и т.д.) Вот рисунки еще двух аутистов, художников-самоучек, обладающих феноменальной зрительной памятью – подростка Стивена и взрослого Франко, о которых пишет Оливер Сакс в книге «Антрополог на Марсе»:







Как видите, тоже используют перспективу. Но, конечно, сложно сказать, в какой степени это результат обучения.

И, если учесть, что иные аутисты обладают уникальными математическим, или музыкальными способностями, то стоит ли удивляться тому. что другие могут с легкостью переностить свои зрительные образы на холст и бумагу. Даже если в этих образах содержится столь нелюбимая иными поклонниками Флоренского-Раушенбаха перспектива.
P.S. А книгу Рамачандрана рекомендую, особенно главы 7-8. И книги Оливера Cакса тоже.
Tags: зрительное восприятие, перспектива, пространственные построения, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments