tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Про гениев



Джотто. Бегство в Египет

Как, наверное, успели заметить постоянные читатели моего журнала, я довольно редко использую слово «гений». Ибо гениальность, по моему мнению, слишком уж дефицитный товар, чтобы им просто так разбрасываться, пусть даже на словах. И еще: надо различать гениев и виртуозов. Первый создает нечто принципиально новое, второй доводит уже имеющееся до совершенства. Поэтому произведения первого могут показаться грубоватыми, в то время как творения второго исполнены изящества.
Перед тем как оглашать список гениев оговорюсь, что далеко не все их произведения мне нравятся, и более того, многие работы «не гениев» производят на меня более сильное впечатление. Но «нравится-не нравится»  - критерий субъективный. Сегодня одно нравится, завтра – другое.
И, собственно список гениев в пластических  искусствах (живописи (и в графике) и скульптуре):


Италия: Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело и другой Микеланджело (Караваджо).
Нидерланды: Ян Ван Эйк, Ян Вермеер
Испания: Диего Веласкес.

Фсё! Банально? Ну, может быть, а вы чего ожидали? Естественно, взял только Европу (точнее европейскую цивилизацию) и только последние семь столетий. Ибо далее все туманом покрыто. Я и насчет Джотто-то колебался – стоит его включать, или нет, именно потому, что он едва-едва из тумана выступает. Еще было очень сильным желанием включить в список безусловных гениев довольно многих. Упомяну, в частности,  братьев Лимбург и Рембрандта. Последнего не включил именно потому, что не понятно: что же принципиально нового он сделал? Как пишет Википедия, ссылаясь на Каптереву: « Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство». Как-то это зыбко все же… Хотя, Рембрадтом я восхищаюсь. Но все же он попадает в «гении второй категории». Ту да же и Мазаччо и Дюрер и Тициан и многие другие, которые также вызывают у меня восхищение.
Что касается гениев «неклассической эпохи», то тут даже не знаю, что сказать, а потому ничего говорить не буду. Замечу лишь, что они переместились из живописи и скульптуры в другие области. Назвал бы Эшера, который, в каком-то смысле трансформировал наши представления о пространстве.


См. также:
Про механизмы гениальности
Tags: живопись, искусство, личное, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments