tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

К вопросу о ренессансах, стилизациях и современной архитектуре

Оригинал взят у a_pollaiolo в Монастырь


Проект монастыря в Смоленской области сочетает сакральную функцию с культурно-образовательной
и в то же время представляет собой мемориал павшим
в ходе Вяземской оборонительной операции (т.н. "Вяземский котел") осенью 1941 г.
За основу разработки было взято задание на конкурс, проводившийся в нашем институте 3 года назад.
Проект выходит далеко за пределы участка, определенного заданием,
и занимает территорию протяженностью 1000 и шириной 400 метров.

По замыслу, масштаб ансамбля должен соответствовать масштабу происходивших здесь событий.
При этом архитектура не является выражением пафоса победы, поскольку предназначена для места,
называемого "Русской Голгофой", где трудно говорить о какой-либо славе, кроме славы Креста.
Процветшую Гологофу символизирует центральный элемент композиции - колокольня, состоящая из пяти башен,
увенчанных скульптурными группами, которые изображают ангелов, несущих орудия Страстей Христовых.
Общая высота центральной башни - 330 метров.

Спасский собор однокупольный и имеет высоту 140 метров и площадь 7500 кв. метров,
Покровский собор восьмикупольный и имеет высоту 110 метров и площадь 6000 кв. метров.
Оба здания центричные по композиции, с двухъярусными круговыми галереями.

На территории располагаются корпуса для проживания насельников,
а также для социальные и образовательные учреждения.
Административная и музейная части находятся в нижних этажах колокольни.

Проект выполнен в ручной графике (тушь, рапид) площадью 12 кв. метров (12 подрамников)
за три года интенсивной работы в затворе, после 10 лет войны с преподами,
во славу Господа нашего Иисуса Христа.














































































Настоящая архитектура это не способ освоения постранства под утилитарное использование.
Настоящая архитектура - это искусство. Удел искусства - вечность.
Любая временная функция - не более чем средневековые лачуги облепившие античные руины на старинных гравюрах.
Я не говорю о сакральной функции, поскольку настоящая архитектура сакральна сама по себе.
Между истинным искусством и истинной религией противоречия нет. Истина в красоте.
Совершенное здание - это непременно храм. Все здания Небесного Иерусалима - храмы.


Предназначение архитектуры заключается в одухотворении материи.
Здание - это пространственная скульптура, трехмерная живопись, застывшая музыка, воплощенное слово.
Истинная архитектура объединяет все искусства и науки, абсорбирует достижения всех времен и народов.
Морфология архитектурных форм не вписывается ни в какие границы, каноны и схемы доступные земному разуму,
но в основе ее остаются ордерные формы, так же как в основе классической музыки остаются семь нот.
Ордер является не каноном, а выражением тектоники, то есть материальности объекта.
Ордер может бесконечно трансформироваться но не может исчезнуть, иначе исчезает структура.


Возрождение классической архитектуры не может произойти на основе возрождения конкретного исторического стиля.
Деление на стили - не более чем слабая попытка 19 века загнать искусство в рамки академизма.
До середины 18 века развитие архитектуры было относительно последовательным прогрессом
в направлении усложнения формы, тектоники, пластики и синтеза культурных традиций и философии.
Академизм в искусстве так же губителен как ханжество в религии. И то и другое - фарисейство.
Модернизм стал реакцией на эстетическое ханжество, так же как протестантизм был реакцией на ханжество церковное.
Но протест не есть созидание и развитие. Как правило, это - разрушение и распад.


Истинная архитектура непрерывно развивается во времени в поисках универсальных, совершенных форм,
до тех пор пока не достигнет абсолютного совершенства в вечности.
Гармония греческого искусства классического периода была не достижением идеала а лишь началом движения,
которое остановилось на уровне тиражирования классических образцов в эпоху эллинизма и римской экспансии,
но возобновилось с появлением византийского и романского искусства, и в дальнейшем
восходило по ступеням готики, платереско, ренессанса, мануэлино, маньеризма, барокко, чурригереско, рококо,
и восходило бы далее в стадиях отчасти провиденных одиночками вроде Гауди или Бразини,
если бы не ловушка академизма и хаос культурной революции.


Бесполезно винить в нашей деградации внешние силы, ибо неспособность преодолеть препятствия -
не более чем показатель внутренней разрухи, всеобщего духовного кризиса.
Как питаемое платонической философией стремление греческого искусства к высшим идеалам
заглохло в результате схематизации и низведения до уровня ремесла в позднеантичный период,
так же и развитие европейской культуры, питаемое обновленной философией христианского неоплатонизма,
достигнув не виданных прежде высот, не выдержало искушений среднего потребителя,
и вслед за религиозной доктриной подверглось формализации и систематизации, а следовательно,
разгрому со стороны протестующих масс, притесненных системой.


Новый ренессанс возможен только при максимальном усвоении и осмыслении опыта всех предыдущих эпох.
Среди них основное место неизбежно займут ренессанс и барокко, отмеченные наивысшими достижениями,
но мы никогда не преуспеем, если будем пытаться лишь повторить их успех.
Задача не воспроизвести их достижения, а превзойти. Превзойти многократно и во всех отношениях.
Это не значит снять с пьедесталов гениев прошлого - это значит продолжить их дело.
Только в этом смысл существования человеческой цивилизации, и она не кончится пока не прекратится творчество.
Небесный Иерусалим создается на земле и в него войдут те, кто внес лепту в его созидание.
Все ценное, создаваемое человеком, остается в вечности, даже если не признано или забыто здесь.

Tags: livejournal, архитектура, стили, стилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments