tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О футуристическом пассеизме на примере "Заводного апельсина"

Вчера смотрел «Заводной апельсин». Лишний раз убеждаюсь: насколько же сложная задача для человека: вырваться из своей среды, своего времени (хотя бы чисто в визуальном плане). Вот и у Кубрика недалекое будущее (1980-е? 90-е?) – этакие ультра-шестидесятые, шестидесятые, доведенные до абсурда, до карикатурности:




Заметим, в то время, когда создавался фильм, весь этот минимализм, прямые углы, расцветочки –«вырви глаз», все это уже начало сдавать позиции. Появились иные цвета и формы, но Кубрик то ли не видел их, то ли считал неподходящими для выражения своих идей (соблазнительно предпочесть второе, но, боюсь, первое вернее). А началось все это футуристическое безумие еще в 50-е, и опять же, не началось, а лишь получили развитие тенденции 20-30-х гг. Т.е. футуризм, он с пассеистическим оттенком получается, даже тогда, больше 40 лет назад.




Ну а сейчас такой дизайн и вовсе должен ностальгию пробуждать. Какое же все это родное, советское! Все эти кухни с цветной плиточной и столиками на тонких ножках, лестницы, набережные с домами-башнями, даже разрисованное панно с голыми мужиками. Все родом из детства! (Во всяком случае, для тех, кому 30-40, а может и 50, не знаю). Кухни и квартиры, конечно, к 80-м вышли из моды, хотя можно и сейчас что-то подобное найти, а вот общественные места сохраняли свой «суровостильный» шестидесятнический облик вплоть до начала 90-х.
Для меня этот ностальгический дизайн сглаживает всю жестокость фильма. Т.е. эффект обратный тому, которого, возможно, добивался Кубрик.


Tags: 20 век, будущее, кино, фантастика, шестидесятые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments