Шалашники обманывают своих подруг с помощью оптических иллюзий
Суть ее в следующем. Есть в Австралии и Новой Гвинее такие птички – шалашники. Самцы этих птичек строят сооружения из травы и веток («шалаши»), чтобы привлекать самок, и всячески эти строения украшают. И эта деятельность шалашников порой рассматривается как некий аналог изобразительного искусства у людей.
Самка шалашника в шалаше и самец перед ним.
Так вот, оказалось, что шалашникам известны некоторые оптические иллюзии. Самец одного из видов (большой серый шалашник) строит «шалаш» в виде длинного и узкого коридора, в который заходит самка, а самец у выхода раскладывает камешки и, наверное, исполняет там всякие «камлания». Так вот, парадокс заключается в том, что вблизи от входа он укладывает маленькие камешки, а вдали – более крупные. Причем, если камешки переложить, как это делали экспериментаторы, то птичка рано или поздно все равно восстановит прежний порядок.
Самка шалашника видит нормальную(А) и искаженную (В) перспективу.
Зачем они так делают – непонятно. По одной из версий самец более заметен для самки на регулярном фоне. По другой – он «искусственно увеличивает свои размеры, чтобы казаться больше для самки, используя искаженную перспективу».
С первой гипотезой спорить не буду, а вот вторая вызывает недоумение. С какого перепугу самец будет казаться больше на фоне более крупных камешков? Наоборот, он должен казаться меньше. Ибо чем большее количество элементов текстуры закрывает объект, тем он больше – таков закон зрительного восприятия. Впрочем отчасти это зависит от местоположения самца – маленьким он будет казаться, если он расположен вдали, на фоне крупных камушков.
Вот пример - вариант иллюзии Понцо. В первом случае - нормальная перспектива, во втором - искаженная, как у шалашников. Кажется, что на правом рисунке маленькая линия меньше по отношению к большой, чем на рисунке слева, хотя в обоих случаях их соотношение = 1:2.
Лучше бы на другую эпоху внимание обратили, хоть и не далеко ушедшую от средневековья. Дело в том, что искаженная перспектива становится популярна в эпоху барокко (и протобарокко, так сказать) когда обычная, правильная перспектива уже приелась. Причем искажали ее как в одну, так и в другую сторону.
Вот очень известный пример – ансамбль Капитолия, спроектированный Микеланджело в 1536-46 гг. и окончательно достроенный только спустя столетие.
Дело в том, что здания Капитолийского музея (слева) и дворца Сенаторов (справа) не параллельны друг другу, поэтому площадь имеет форму трапеции с широкой стороной у палаццо Консерваторов. Лестница, ведущая на Капитолий, тоже расширяется по мере подъема. В результате все пространство ансамбля зрительно как бы уплощается, и удаленный дворец Консерваторов кажется ближе. Особенно это заметно снизу – такое ощущение, что дворец Консерваторов стоит непосредственно за Диоскурами.
Этот прием использовался впоследствии в архитектуре барокко неоднократно. Самый известный случай – площадь Святого Петра Бернини. Если бы стороны колоннады удалялись от зрителя параллельно, то они уперлись бы во вторые от внешней стороны пилястры фасада.
Площадь Св. Петра. План
Коридор в палаццо Спада. План, схема искажения перспективы.
Здесь, наоборот стороны коридора сужаются (и одновременно приближаются друг к другу пол и потолок), так что короткий коридор кажется очень длинным, и соответственно человек, стоящий у дальнего конца выглядит гигантом. А вот если с другой стороны посмотреть, коридор покажется коротким, а человек, стоящий в конце – маленьким.