tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

К вопросу о времени возникновения поселений в Заволжье

В статье М. Оленева "К вопросу о возникновении поселений в Поочье (или о принципах не совсем научного подхода)"  приводится теоретический расчет роста численности поселения. Автор вполне резонно предполагает, что любое селение было когда-то основано одним землевладельцем (если их было несколько, сути это не меняет), и состояло первоначально из одного двора, а впоследствии разрослось до нескольких десятков или даже сотен дворов. Оленев пытается вычислить, за какой срок это могло произойти. Его расчеты я приводить не буду, сами можете посмотреть по ссылке, а результат отражен в таблице:

Дворов


1

Лет


0

2

60

4

90

8

120

12

140

20

160

28

180

38

195

50

207

63

216

78

222

94

225

112

226-227







 Конечно, это все сугубо теоретически, но не противоречит фактическим данным (хотя бы отчасти), как собранным самим Оленевым, так и кое-каким другим. Но все это приводит к парадоксальным выводам. Получатся, что крупнейшие из селений Старорязанского стана, которые в 1636 г. насчитывали более 100 дворов возникли только на рубеже 14-15 вв.
Что было до этого – непонятно.
Я решил проверить расчеты М.Оленева на примере другого региона, а конкретно Костромской области. Попалась статья М.С. Черкасовой "Монастырские крестьяне и феодальяая рента в Костромском уезде в XVI-начале XVIII веков (По архиву Троице-Сергиевой Лавры)".
Лавра с 16 века владела селами и деревнями в волости Нерехте и в волости Емстне на юге Костромского уезда, а также селениями в Шачебальском и Андомском станах (расположенных на реках Шача и Андоба) и волоком Верхний Березовец на Галицко-Костромском рубеже (недалеко от города Солигалич). (Кстати, я нашел в современном атласе большую часть из упомянутых в статье населенных пунктов).
Так вот, юг уже в 16 веке был довольно плотно заселенным. В волости Нерехте в 1535/36 гг. на одно селение приходилось по 6.2 двора, а в волости Емстне в 1545 г. только по 2.7 двора. К концу 16 века населенность деревень заметно возрастает. В Нерехте (волости) в 1592-93 гг. уже по 14 дворов на селение, а в Емстне – по 11.6
В то же время Заволжье было заселено слабо, такое ощущение, что его освоение только-только началось. Так в Верхнем Березовце на селение приходился только 1.1 двор в 1545 г.
Среднее число дворов было таким:
1545 – 1.9 (для Емстни и Верх. Березовца)
1562 – 2.1 (для Заволжья)
1592/94 - 7.7(для юга – 12.8, для Заволжья – 4.4)
1617 – 8.3 (для юга – 13.3, для Заволжья – 5.2)
В течение Смутного времени численность населения снизилась. Так, в 1592/94 гг. в селениях, о которых идет речь было 830 дворов, а в 1617 – только 719. Однако малонаселенные северные волости продолжали расти и в период Смуты.
Так в Андомском стане в 1562 г. было 25 дворов, в 1593 – 51, в 1617 – 60. Но особенно впечатляет рост Верхнего Березовца 1562 – 29, 1593/94 – 36, 1617 – 100! Среднее число дворов на селение в Заволжье составила 5.2 в 1617 г.
Уменьшение числа дворов на селение начинается только в о второй трети 17 века, что, очевидно связано с истощением пашни.
Заметим, что в целом данные не противоречат теоретическим рассчетам Оленева. Если экстраполировать эти данные в прошлое, то получаем, что на юге Костромского уезда первые поселения (из рассматриваемых) появились во второй половине 15 века (самые древние – в середине того же столетия), а в Заволжье – в начале 16-го.
Данные по селениям костромского уезда, принадлежавшим Троице-Сергиевой Лавре можно дополнить данными по селениям, принадлежавшим Ипатьевскому монастырю. В конце 16 века ему принадлежало 982 двора (в т.ч. 80 пустых) в 317.5 населенных пунктах, т.е. на одно селение приходилось 3.1 двора. В 1678 г. только крестьянских дворов у Ипатия было 3657, средняя «дворность» каждого селения в это время составляла ~9. Опять же, неплохое согласование с таблицей Оленева, особенно с учетом того, что за истекшие 80 лет возникали новые деревни, которые несколько искажают статистику. Экстраполируя, получаем теоретическую дату для возникновения среднестатистического селения, принадлежащего Ипатьевскому монастырю где-то между 1520 и 1540 годами.
Таким образом, население костромского уезда неуклонно начиная с середины 16 века и до конца 17-го, несмотря на все опричнины, смуты, расколы и прочие катаклизмы.


Выводов два. Первый: теоретическая модель Оленева работает.
Второй: результаты, полученные при экстраполяции данных этой модели расходятся с традиционными историческими представлениями. Получается, что возникновение древнейших (из существовавших в 17 веке) сельских поселений в Рязанском крае относится к началу 15 века, а в Костромском – ко второй его половине. При этом Костромское Заволжье активно заселяется только с первой половины 16 века.
Но Костромская и Рязанская области – это, так сказать, «периферия центра». Было бы интересно эту модель применить к самой сердцевине русской государственности – Владимирской области и югу Ярославской.
Tags: 16 век, 17 век, Кострома, Россия, биология, датировка, демография, другая история., исторические мифы, история, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments