tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О путях развития живописи в 20-м веке

Когда-то я уже высказывал мысль, что модернизм (в живописи и скульптуре, по крайней мере) закончился с началом ПМВ, а все, что было после – постмодернизм. Может, конечно, я погорячился и гарницу следет сдвинуть ближе к нам года на 3-4, но не дальше. Ладно, «Черный квадрат», но что может быть новым после выходок Дюшана? Ничего, что и подтвердило все последующее столетие развития искусства.
ИМХО, развитие мировой живописи можно изобразить как-то так:


Y на этом графике – степень «жизнеподобия» (по-русски реалистичности), а X – время, понятное дело.
В какой-то момент максимальная степень реалистичности была достигнута и дальше оставалось «возвращаться к истокам». Процесс возвращения начался во второй половине 19 века, а в начале 20-го приобрел невероятное ускорение. Так что к середине первого десятилетия прошлого века степень «нежизнеподобия» достигла уровня детской неожиданности (в хорошем смысле слова).
Что оставалось делать после того, как сей уровень был достигнут? Тут видится три варианта.
1. Можно было продолжать в том же духе. Многие и продолжили, собственно всё «контемпорари» - сюда же. И пребывание классиков Поллока и Де Кунинга в четверке самых дорогих художников – во многом проявление уважения к их предшественникам, Василь Васильичу, в частности.
2. Можно было уйти «от мольберта к машине», как советовал Н.М. Тарабукин. И многие так и поступили, уйдя к разнообразным машинам, в том числе таким, как кинокамера.
3. И, наконец, можно было в очередной раз вернуться к истокам, на этот раз, как минимум к фигуративной, а как максимум – к реалистичной живописи. Тут можно вспомнить мэтров – Пикассо и Малевича, к примеру. А можно вспомнить множество течений – от «Новой вещественности» до риджионализма. У нас этих «возвращенцев» было пруд пруди: ОСТ, «13», «4 искусства»…
На днях натолкнулся у френдов на работы Лесли Коула, так вот мне сразу ОСТ-овцы и иже с ними вспомнились. Однако такое искусство было все же малопонятно для широких масс и в сороковые годы Дейнеке с Пименовым досталось за формализм…


Лесли Коул


Ю.Пименов. Даешь тяжелую индустрию! 1927
Это если в двух словах. Дума, тема будет продолжена
Tags: 20 век, Россия, США, абстракция, живопись, искусство, модернизм, параллели, реализм, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments