tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Ужин в Эммаусе. Иконографическое

Год назад я написал пост про то, как изображали сюжет "Не прикасайся ко Мне" художники разных стран и эпох. Сегодня - продолжение пасхальной истории, "Ужин в Эммаусе".
В византийском, вообще средневековом и даже раннеренессансном искусстве этот сюжет встречается крайне редко. Распространяется он в 16 веке, сначала в Италии, а затем и в других странах. Почему так произошло - не берусь судить.


Дорога в Эммаус
Вообще, мой пост про ужин, про дорогу надо отдельное сообщение писать, но несколько картинок все-таки выложу.


Дуччо, ок. 1308-1311


Лелио д'Орси, ок. 1560-1565. Замечательная картина, ИМХО. Здесь ученики (Клеопа, и, как считается, Лука) больше похожи на разбойников.





Ларс Галлениус, ок. 1685. Это специально для С. Лозинского, он очень любит ранние финские примитивы.)

16 в.


Марко Марциале, 1506.


Он же, 1507
Обратите внимание на стол
Очень интересный художник Марко Марциале. Надо бы его с Катеной объединить и написать.




Винченцо Катена, ок. 1520


Тициан, ок. 1535


Якопо Бассано, 1630-е


Он же, ок. 1538


Он же, судя по стилю, 1570-80-е. Хозяин трактира разжирел и обзавелся помощниками


Тинторетто, ок. 1542-1543




Веронезе, ок. 1560. Помещаю две репродукции, одна больше, другая лучше по цвету. Как видим развитие иконографии идет в направлении многофигурности. Здесь 20 фигур (или даже 23, если Христа с учениками считать два раза, а может и 26)

Это все венецианская школа, а вот флорентийская:


Якопо Понтормо, 1525


Адам Эльсхаймер, кон. 16-нач. 17 в. Отнес к 16 в., т.к. очень сильно еще маньеристское влияние

17 в.
Если в 16-м столетии иконография сюжета очень разнообразна, (как и стиль живописи, даже в пределах одной школы), то в следующем веке господствует Караваджо. Лишь не многим удается создать оригинальные композиции, но даже в них присутствуют следы влияния великого итальянца. Работы самого Микеланджело Меризи на этот сюжет широко известны, но все равно помещу их:


Караваджо, ок. 1601


Он же, ок. 1606



Неизвестный художник, ок 1614-1620


Бартоломео Кавароцци (?), ок. 1620


Бернардо Строцци, вт. четв. 17 в. У Строцци есть еще картина - почти зеркальное отображение этой


Герман ван Волленховен, раб. 1611-1628.


Хендрик ван Тербрюгген, ок. 1621


Неизвестный голландский караваджист 1 пол. 17 в.


Диего Веласкес, ок. 1620.

У юного Веласкеса есть еще вот такая работа, возможно парная к "Марфе и Марии":




Братья Ленен, 1645


Рембрандт, 1628. Выбрал самую раннюю из нескольких работ Рембрандта на этот сюжет


Дирк ван Сантворт, 1633. Это уже школа Рембрандта


Филипп де Шампань (1602-1674)


Он же


Рейно Ливьо (1612-1699). Еще один незаслуженно забытый художник. Молодой человек за Христом очень похож на Наполеона


Ян Стен, 1668. Очень оригинальное решение сюжета. Христос становится невидимым, растворяется в воздухе

Как видим, во второй половине 17 века караваджизм теряет монополию, но его влияние на отдельных художников заметно и в следующем столетии.

18 век


Джованни Баттиста Пьяцетта, ок. 1720


Франческо де Мура (1696-1784). На этого тоже следует внимание обратить


Шарль Куапель, 1749 (Тут - венецианцы)


Генри Фюссли, 1792. Ср. с картиной Понтормо

В заключение - работы двух художников конца 19-начала 20 в.


Леон-Огюстен Лермитт (1844-1925)



Гэри Мелчерз (1860-1932). Эта работа мне нравится больше. После середины 19 века нельзя относится к классической живописи слишком серьезно.

ИМХО - тот же карваджизм, но на другом уровне
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, библейские сюжеты в искусстве, живопись, иконография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments