?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Автопортреты художников ренессанса и проблема выпуклых зеркал
tito0107
Меня уже много лет занимала проблема, о которой пойдет речь ниже.
1. Для создания автопортретов художники обычно пользуются зеркалом
2. Вплоть до начала 16 века большинство стеклянных зеркал были выпуклыми, вот такими:


(Думаю, все узнали, откуда это зеркало, если нет, то ответ в конце поста)
Ergo, облик художника на автопортрете, созданном в то время, должен получаться искаженным.


На отражении человека в выпуклом зеркале нос и губы обычно кажутся чрезмерно выступающими, а лоб и подбородок скошенными. То же, по идее, должно получаться и на автопортретах.


Морис Эшер.
Но тут есть две проблемы. Во-первых, художники не могли не понимать, что изображение в выпуклом зеркале получается сильно искаженным и должны были стремиться исправить эти искажения. Скажем, на знаменитом автопортрете Пармиджанино его лицо не выглядит слишком выпуклым, явно он слегка подправил его.


Пармиджанино, автопортрет, ок. 1523
Но все равно, искажения заметны, если сравнивать с поздним автопортретом:


1540 (если это действительно автопортрет).
Но в любом случае, следы этих исправлений должны быть заметны и очевидны при сравнении автопортретов в выпуклом зеркале с автопортретами в плоском зеркале, либо с портретами художников, выполненными другими мастерами.
Вторая проблема куда серьезнее. Дело в том, что не все изображения, считаемые автопортретами действительно ими являются. Как правило художники изображали себя в многофигурной композиции стоящими у края картины и смотрящими на зрителя. Но едва ли следует считать все подобные фигуры автопортретами художников. Тем не менее, про некоторые из них достоверно известно, что это автопортреты.

Некоторые из них не имеют вышеописанных искажений.
Например, вот Лука Синьорелли:


Совершенно «прямое» лицо. Или Пьетро Перуджино:



Здесь явно использовались плоские зеркала. Оба автопортрета созданы на рубеже 15-16 веков и художники могли, в принципе, пользоваться стеклянными плоскими зеркалами. Но зеркала могли быть и металлическими (и, естественно, плоскими).

Ну, а теперь приступаем к делу.


Сандро Боттичелли, фрагмент «Поклонения волхвов», ок. 1475. Средняя часть лица сильно выступает вперед. К сожалению, другие достоверные портреты Боттичелли неизвестны.



Джванни Беллини, ок. 1500. Автопортрет
Здесь лицо также выглядит выпуклым, к тому же, портрет написан с грубыми анатомическми ошибками, что странно для такого мастера, как Беллини.
Можно сравнить с профильным портретом Беллини на медали работы Витторе Гамбелло:



Или с портретом работы Тициана:


Ок. 1511-1512.
Здесь явно нет таких искажений как на автопортрете, хотя сходство имеется. Другое дело, что возникает вопрос – действительно ли это автопортрет? Беллини родился, как считается около 1530 г. и на автопортрете ему должно быть около 70 лет, а на работе Тициана – за 80. Но дата рождения художника весьма условна, она притянута к известию Вазари, что Джованни скончался в 1516 г. в возрасте 90 лет. Впервые Джованни Беллини упоминается в 1459 г., в то время он еще был подмастерьем у своего отца, в то время, как обычно художники к 30 годам уже становились самостоятельными мастерами. Так что, родиться он мог около 1440 г. И действительно, человеку на портрете работы Тициана можно дать лет 65-70, но ни как не 80 с гаком. Автопортрет же мог быть создан и несколько раньше, да и сам художник (которому должно быть около 60 лет) мог омолодить себя, что в истории не редкость.

Альбрехт Дюрер:


Ок. 1472


1498


1500

Во всех случаях лицо Дюрера выглядит выпуклым, подбородок скошенный. К тому же, автопортреты в ¾ содержат ошибки в анатомии, подобные тем, что мы видим на автопортрете Беллини. Не стал бы исключать, что они появились при попытке исправить искажения выпуклого зеркала.

В более поздних автопортретах Дюрера таких искажений нет. Лицевой угол почти прямой, подбородок выступающий вперед.


День всех святых, фрагмент, ок. 1511. Возможно, здесь художник использовал уже плоское зеркало


Дюрер. Медаль работы Ханса Шварца, ок. 1520


Дюрер, медаль работы Маттиаса Гебеля, 1528

Содома:


Автопортрет, фрагмент фрески «Чудо с решетом», ок. 1505-1508
Снова нос и верхняя губа сильно выступают вперед.


Рафаэль. Автопортрет и портрет Содомы, фрагмент фрески «Афинская школа», 1509.

Здесь Содома выглядит старше своих 32-х лет, но нос у него выдается не так сильно, как на автопортрете. А у Рафаэля лицо несколько «выпуклое», примерно как у Пармиджанино.

Ну и последнее. Зеркало вверху поста – конечно же с «Портрета четы Арнольфини» Ван Эйка. Но, поскольку бракосочетание Джованни Арнольфини и Джованни Ченами состоялось несколько лет спустя после смерти Ван Эйка, и никаких особых оснований считать, что именно Джованни изображен на картине, нет, то почему бы не вернуться к версии, о том, что «Джованни Арнольфини» на самом деле – сам Ян Ван Эйк? (Кажется, впервые такое предположение высказала М. Андроникова в 1960-х гг.)


Лицо этого человека имеет характерные признаки искажения в выпуклом зеркале. На другом портрете сего персонажа (где он совсем не похож на ВВП) также обнаруживается чрезмерный прогнатизм:


А то, что смотрит не на зрителя, так художнику ведь нарисовать зрачки там, где он хочет не сложно. Впрочем, других достоверных портретов Яна не сохранилось, так что подтверждать гипотезу нечем.


  • 1
Интересно! Я даже и не задумывалась никогда, в каких зеркалах художник отражался для своего автопортрета :)

А я задумывался, как видите)

а я собираю уже готовые выводы :)

Там не только зеркала

Есть такой Дэвид Хокни, утверждающий, что правильная перспектива, густая светотень и безупречный контур появились одновременно, благодаря применению техн.средств. В сети есть нелохой би-би-сейский разбор, добро пожаловать :)

Re: Там не только зеркала

Про гипотезу Хокни я впервые услышал лет 15 назад и лет 10-12 назад прочитал его книгу. Фамилия Хокни несколько раз упоминается в моем журнале. Спасибо за приглашение!

Re: Там не только зеркала

Спасибо за подсказку, надо будет найти и почитать. Тега Хокни вроде бы не видел.
Ваш журнал открыл для себя недавно, с большим удовольствием читаю, ставлю сердечки. Не знаю, извещает ли жежечка об этом автора...

  • 1