tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про антифатализм.

Посмотрел фильм «Гаттака». Фантастика на тему утопии-антиутопии. Фильм хорош хотя бы тем, что в нем нет всей этой голливудской дешевки: стрельбы, крови, компьютерных спецэффектов  и т.д. (вернее, почти нет). Но смотрится с удовольствием и держит в напряжении до самого конца.
Пересказывать сюжет не буду, но кое-что все-таки скажу. *
Показывается будущее, где с рождения человека расшифровывается его генетический код и становится примерно ясно, что от этого человека ожидать. Какие будут болезни, какой интеллект, когда он помрет и т.д.  А раз так, то сразу ясно, куда данный индивидуум попадает: в элиту общества, или в его отбросы. Хотя формально конечно все равны, но фактически, чем лучше у человека генетика, тем он «равнее».
Все это слишком напоминает многие общества Нового Времени,  где тоже все имели равные права на бумаге, но по факту анкетные данные значили очень много. И речь не только об СССР. Можно Паркинсона вспомнить: в Англии то же самое было, только значение имели несколько иные пункты анкеты.
А в «Гаттаке» одному человеку удалось сломить судьбу. С его генетикой он должен был всю жизнь уборщиком проработать, а он в космос полетел. Правда, ради этого пришлось пойти на нарушение закона. И фильм, по сути, об этом: твоя судьба в твоих руках. Система давит очень сильно, но ее сопротивление можно преодолеть. И если не сломить ее, то во всяком случае, устроить свою жизнь вопреки ей.
Но меня занимает не только этот моральный аспект, а еще вот что: существуют общие закономерности, но существуют и исключения из них.  Образно говоря: средний рост китайцев ниже, чем у европейцев, но это не значит, что самым высоким человеком не может оказаться именно китаец. И раз уж исключения существуют, то откуда тебе знать: может твой случай как раз – такое исключение. «Просите, и дано будет вам, стучите, и вам откроют». Такой вот антифатализм – осевая идея европейской цивилизации.
Я бы и закончил на этой оптимистической ноте, если бы не одно обстоятельство: весь «экстерьер» в фильме как будто из 1950-х годов. Приходилось когда-то смотреть журналы «Техника – молодежи» именно того десятилетия, так вот,  будущее там представляется именно в таком виде (правда, в советском варианте: «Победы», юбки колоколом).  Сложно сказать есть ли в этом какой–то смысл, или это просто постмодернистская игра со стилями. А может это «Конец вечности» так обыгрывается?
Но про конец вечности может в следующий раз…

* Сюжет, кстати. для тех кто не смотрел - "Талантливый мистер Рипли" наоборот. Тем более, что и актеры частично те же. Насчет остального не знаю.
Tags: история, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments