tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Сумбурно об эстетском и обывательском восприятии живописи. И не только

Даже не знаю, с чего начать… Начну вот с чего.
Вчера увидел на одном сайте информацию про «современных российских художников, к которым стоит присмотреться». К каким-то я присмотрелся уже давно, каких-то увидел впервые. Но вот что интересно: из 10 художников 7 можно назвать гиперреалистами, у шести – уклон в фентезийность и сюр. Второе мы оставим на потом, а вот о «гипере» поговорим.

tumblr_mpioiyCOa21rrf3aao1_1280.jpg
С. Маршенников, 2013
Обывателю нравится, чтобы было «как на фотографии». Нравилось и сто лет назад и пятьсот, когда фотографии еще и в эмбриональном состоянии не было. Но не просто, чтобы «как на фотографии», а чтобы еще и красиво было. Поэтому, например, Сергей Маршенников, картины которого я тут выложил, – автор востребованный. Другое дело, что идейных предшественников Маршенникова вроде Бугро уже полтора века назад «прогрессивное художественное сообщество» считало отстоем. В смысле, тем, что отстоялось и новой реакции не даст. И не дало.

tumblr_m0u61nm4vH1rrf3aao1_1280.jpg

1264028343_1263971892_rest-by-the-spa.jpg

Пару слов об эстетском и обывательском восприятии картины. Вот есть обнаженка. Для обывателя, это, в первую очередь, красивая баба, а для эстета – и красивая баба и сложные рефлексы у нее на заднице.(Про рефлексы на этом самом месте что-то писал еще Н.Тарабукин сто лет назад, а потом проделал «путь от мольберта к машине и обратно»). И зачастую рефлексы бабу перевешивают, так что баба и не нужна вовсе становится. Это – путь в «современное», т.е. в модернистское искусство. А простому человеку не до рефлексов и валёров.
Но теперь «любой дурак», вооруженный фотоаппаратом и Фотошопом может сделать реалистичную и красивую картинку. За что же тогда художники ценятся? Ну как же, «столько труда вложено», не говоря уже о том, что 10-15 лет потрачено на обучение. Т.е. «мерилом работы считают усталость», получается.
Все это к тому, чтобы лишний раз констатировать, что в живописи ничего нового нет и не предвидится. И присматриваться к этим самым десяти художникам никакого смысла нет: все видено-перевидено. Вытаскивают из нафталина, в лучшем случае, магический реализм 70-80-летней давности, уж про Босха с Брейгелем молчу.
В догонку к предыдущей записи, про Невзорова и литературу. Живопись давным-давно застыла в своем развитии. К счастью, эстеты-искусствоведы не имеют слишком уж сильного влияния на общественное мнение, и, во всяком случае, не перекармливают живописью прошлых эпох детей в общеобразовательной школе, по крайней мере. А вот литературой, такой же застылой, как и живопись перекармливают. Литературоцентричность нашей культуры – безусловный архаизм. И он постепенно уходит в прошлое. И это хорошо.
Tags: 21 век, гиперреализм, живопись, реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments