tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Котик лапку обмочил в самое чернило..." (К вопросу о предпосылках возникновения "олбанского")

Рылся сегодня в старых книгах, и нашел папку, в которую мама когда-то складывала вырезки из всяких газет и журналов. 
И вот, среди прочего имеется статья из какого-то журнала, возможно, «Семья и школа», очевидно, конца 1980-х гг. Тетка, кандидат филологических наук рассуждает об уровне грамотности школьников. Суть в следующем. Сын этой тетки, шестиклассник, написал рассказ в «Пионерскую правду», и ему в ответ пришло много писем. Уровень грамотности детских писем потряс филолога, и она озаглавила ствою статью «Хочу с тобой переписоваться…».
Вот перлы из писем школьников (большинство, как на подбор, отличники и хорошисты): «А теперь моя биография. Мне двеннадцать лет. Погода у нас хорошая, на улице идет снег», «Когда твоё «День рождение?», «Мое деньрожденье 13 декабря», «Напиши, где ты живеш что копиш. Я коплю открытки», «Что ты коллекцинизируешь?», «Какие хоби или колекции ты собираеш я собираю артистов и жвачки только у меня мало потомушто их совсем в нашем городе нету» «Я собираю артистов и этекетки от жвачек». Заключения детских писем, по словам автора не отличаются особой оригинальностью: «Если ты не возвражаешь, то будем переписоваться» «Если хочеш переписываться то пиши а если нет то не пеши. Напиши что нехочу писать небуду».
Ну и всякие стишки, особенность эпистолярного жанра позднесоветских подростков (заностальгировал я даже):
«Котик лапку обмочил (!)
в самое чернило
И красиво написал
Рома будь счастливый!»
Ну и обязательная приписка, в разных вариантах:
«Если найдешь в письме ошибки
считай что это мои улыбки!»
Типа: «Я грамотный, но просто прикалываюсь".
Вот на эти «ошибки-улыбки» я и обращаю ваше внимание. Многие ведь тогда старались писать нарочито коверкая орфографию. Причем сочинения в школе писали более-менее грамотно (попробуй орфографию не соблюдать, когда две ошибки – и трояк)зато уж в личной переписке отрывались по полной. Не знаю, насколько распространено было это коверкание раньше (из литературы тут можно вспомнить обэриутов и, в частности, Хармса, «придуркафф» 1920-30-х), но в конце 1980-х - начале 90-х оно было массовым. Похоже, раньше такое явление носило эпизодический характер: В. Николаеву, автора рассматриваемой статьи оно удивляло, да и в детских письмах своих родителей и их друзей я не встречал подобных искажений.
Прошло лет 10-15. Дети выросли, но коверкание слов вошло в привычку. При этом за «олбанским» зачастую пряталось и прячется желание скрыть свою неграмотность. Я не говорю про всех, но в большинстве случаев это так. На протяжении последних нескольких лет отроческую писанину читаю довольно часто. Так вот, с грамотностью там дела обстоят гораздо хуже, чем у нас 20 лет назад, хотя и я особым-то грамотеем не был никогда. При этом я в принципе не против «олбанского». По-моему, орфографию если где и следует соблюдать, так это в научных статьях и официальных документов. Да и стоит ли мучать детей несколько лет подряд, заставляя их заучивать чуть ли не сотню разных правил? «Ворд» все-таки имеется.
Tags: 20 век, 21 век, Россия, культура, личное, настроение, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments