tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О хронологической границе маньеризма и барокко

bohemicus написал завершающий пост из цикла про Максимилиана I. Много чего можно было бы сказать по этому поводу, но сейчас речь об одной фразе, которая привлекла мое внимание:
Во времена Тридцатилетней войны маньеризм ушёл в прошлое; его сменило барокко.
Традиционно искусствоведение считает границей между маньеризмом и барокко рубеж 16-17 вв., или, уж если быть совсем точным, конец 16-го, зрелый академизм братьев Карраччи и ранний Караваджо.
О маньеризме я уже много писал, но тема безграничная, так что напишу еще. Итак. Начнем с определения. Тут я бы выделил три подхода:
1. Стилистический. Он в большей степени применим к живописи, в несколько меньшей – к скульптуре, а уж насчет архитектуры, музыки, поэзии я не знаю, что и сказать. Маньеризм – это творчество «отцов-основателей»: Понтормо, Пармиджанино, Россо, Бронзино, в скульптуре – Челлини и их многочисленных последователей. Это вытянутые фигуры, S-образные линии. Необычные цветовые сочетания и т.д.
2. Хронологический. Маньеризм=позднее Возрождение, т.е. время, начиная с 1520-х-1530-х гг. и заканчивая 1590-ми (в Италии, по крайней мере). В этом случае в число маньеристов попадают и соврем не маньеристические мастера, вроде Веронезе, не говоря уж, к примеру, о Морони (можете в WGA посмотреть) и вся архитектура. Этот подход кажется мне наименее приемлемым.
3. Маньеризм – это то, что восходит к ренессансу, но ренессансом при этом не является, а до барокко еще не дозрело. Здесь я бы выделил одну черту, позволяющую несколько сузить определение. Маньеризм – это подраджание ренессансу без привнесения дополнительной информации, так сказать. Т.е. творчество «протокараваджистов», начиная с любимого мной Джироламо Савольдо и включая того же Морони (в портретах) – это не маньеризм. Архитектура Палладио – тоже не маньеризм, хотя тут можно поспорить. И, при таком подходе можно говорить о маньеризме итальянском, основанном на глубоких ренесссансных традициях, и маньеризме трансальпийском, воспринятом в качестве своеобразного карго. При этом верхняя хронологическая граница бытования маньеризма смещается еще на столетие, когда эхо ренессанса докатилось до Московии в виде нарышкинского стиля.

Имеется и еще один подход – называть маньеризмом всякое, что имеет черты, общие с творчеством «большой четверки» (или «пятерки») упомянутой в п. 1. Но тут «маньеризм» употребляется скорее в переносном смысле, так что этот подход мы опускаем.
Теперь зайдем с другой стороны, с «барочной». Дело в том, что выделение «больших стилей» происходило, в первую очередь на архитектурном материале, а остальные искусства притягивались уже позднее. Это относится к романике, готике, барокко, классицизму, к ренессансу – в меньшей степени. Маньеризм же сначала выделили в живописи и скульптуре (на рубеже 19-20 веков, кажется, одним из первых это сделал Дворжак), поэтому на вопрос, что такое маньеризм в архитектуре (и есть ли он вообще) до сих пор нет однозначного ответа. Маньеризм поначалу воспринимался как своего рода испорченный ренессанс. Но точно так же воспринималось и барокко (в архитектуре)! Вёльфлин одним из первых поменял знак «-» на «+» в восприятии этого стиля в архитектуре. Поэтому начало барокко он видел в работах Микеланджело, а Бернини и Борромини знаменовали конец стиля.
Я же, как уже неоднократно говорил, придерживаюсь противоположной точки зрения. Барокко как раз с Бернини и Борромини (т.е. с середины 17 в.) и начинается, а все, что до этого (включая позднего Буонаротти) – «протобарокко». Что же касается живописи, то тут все еще сложнее. Ни к маньеризму, ни к барокко нельзя однозначно отнести карраччиевский академизм и караваджизм (включая самого Караваджо). Рубенс – это уже барокко несомненное, хотя в основе его творчества явно ощущается и маньеризм и караваджизм и академизм. Или Бернардо Строцци в Италии. Есть еще одна фигура со знаковым именем – Бароччи, но это, ИМХО – тупиковый параллельный вариант эволюции, и это требует отдельного поста, может быть, не одного.
Впрочем, маньеризм (если не в первом, то уж точно в третьем смысле) вполне себе здравствовал всю первую половину 17 в. даже в Италии, о чем я тоже уже говорил. Вот Дезидериу Монсу, например:

37.329

Ну а в гравюре маньеристические тенденции продолжали существовать еще дольше. Так что приходится признать правоту Богемика.
Tags: 16 век, 17 век, livejournal, барокко, маньеризм, ренессанс, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments