tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Художники, которым не повезло: Баччо Бандинелли




Есть художники, которым не повезло, и Баччо Бандинелли в их числе. Ему не почвезло с самого начала. Дело в том, что на итальянское искусство эпохи Ренессанса мы до сих пор во многом смотрим глазами Вазари, а он Бандинелли сильно недолюбливал. А другой «историограф», Бенвенуто Челлини и вовсе был злейшим врагом Бандинелли и не жалел бранных слов в его адрес. Впрочем, автобиография Челлини сильно подозрительна на предмет фальсификации, Вазари же в этом плане сомнений не вызывает (у меня, во всяком случае, хотя кое-кто относится к Вазари иначе).
А еще репутации Баччо Бандинелли сильно повредило соседство его «Геркулеса и Какуса» с «Давидом» Микеланджело. « Давиду» «Геркуклес» безусловно проигрывает, да и среди произведений самого Баччо он далеко не самый лучший. Только не следует судить о художнике по неудачным работам. У Микеланджело тоже не все равно Давиду.
Так вот, Баччо Бандинелли на самом деле звали Бартоломео Брандини. В 1530 г. он сфальсифицировал свою родословную возводя ее к знатной фамилии Бандинелли из Сиены. Впрочем, надо полагать, фальсификация родословной была в то время настолько в порядке вещей, что даже Вазари, не упускавший шанса кольнуть соперника не видит в этом факте ничего предосудительного. С годом рождения героя тоже не все ясно. Вазари называет 1487, в совремиенных источниках приводятся 1488 и 1593. Опять же, расхождение в пределах нормы, наоборот, единственный вариант вызывал бы подозрения. Дата смерти подозрений не вызывает – хоронили Бандинелли 7 февраля 1560 г. Вазари, правда, называет 1559, но это может быть потому, что во Флоренции год начинался в марте.
Вот портрет художника в молодости, написанный Андреа дель Сарто:






Впрочем, Бандинелли и сам был незаурядным живописцем, об этом свидетельствет его автопортрет – единственное дошедшее до нас полотно художника. В руке он держит лист с изображением своей наиболее знаменитой (хочется добывить – печально знаментитой) скульптуры.



Ну и собственно сама скульптура:



Не «Давид», конечно, но есть что-то в этом великане такое звериное, роднящего его с гигантами Джулио Романо.
Еще два гиганта Бандинелли стоят на Вилле Мадама. Эти гораздо менее известны, хотя гораздо более «правильны». Картинок хороших я не нашел, только вот такую:






Меркурий. Лувр.





Орфей. Палаццо Медичи-Риккарди.



Копия Лаокоона. 1520-24. Торс Лаокоона более мощный, нежели в оригинале, отчего вся группы выглядит массивнее. Но в целом уровень очень высокий.



Пророки.



Опьянение Ноя. Рельеф. Фигура справа (Сим или Иафет) – явная «цитата» с «Давида»



Бюст Козимо Медичи.


Памятник Джованни Медичи перед ц. Сан Лоренцо.


Рельеф памятника.



Папа Лев Х.



Бог-Отец.

/span>

Автопортрет.


Голова Св. Павла.




Пьета. Вазари приписывает это произведение сыну Бандинелли, Клементе (1534-1555). Баччо, по его словам только закончил скульптуру. Однако, едва ли двадцатилетний юноша мог создать такой шедевр. К тому же Иосифу Аримафейскому (или Никодиму) придано портретное сходство с самим Баччо. Вполне логично: отец оплакивает умершего сына.
Кроме всего прочего Бандинелли основал академию рисунка, размещавшуюся в ватиканском Бельведере. Но об этом известно очень мало, документов почти не дошло.
Вот, кстати его рисунок напоследок:


В примечаниях Габричевского к Вазари, кстати, сказано, что ни Меркурий, ни гиганты у входа на Виллу Мадама не сохранились. Не знаешь, кому и верить…

Tags: 16 век, Италия, живопись, искусство, исторические мифы, история, ренессанс, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments