tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Ван Гог и "обратная перспектива"




С тех пор, как художники-модернисты «взбунтовались» против перспективы прошло уже более ста лет, и миф об «обратной перспективе» прочно впечатался в головы художников, искусствоведов, да и простых обывателей, неравнодушных к искусству. Про Сезанна и «обратную перспективу» я уже писал кое-что, теперь настала очередь другого столпа постимпрессионизма – Ван Гога.
Вообще-то Ван Гог был перспективистом. Ярко выраженное схождение параллелей присутствует во множестве его рисунков и картин, от самых ранних до самых поздних.










Зачастую перспектива в его работах даже утрирована, но есть такие картины, где она выражена слабо.
То есть Ван Гог, как и всякий крупный мастер, видел в перспективе лишь выразительное средство, и применял его в зависимости от поставленных задач. Не обожествлял ее, как мастера Кватроченто, но и не отвергал возмущенно, как его преемники-модернисты.
Ван Гог даже смастерил перспективную рамку, и писал с ее помощью картины, и надеялся, что другие художники переймут у него этот метод.





Но иным искусствоведам почему-то кажется, что перспектива – это плохо, и потому в творчестве каждого крупного художника они ищут элементы «обратной перспективы». Ну а если хорошо искать, то всегда найдешь, тем более, если ищешь «то, не знаю что».
Вот, известный искусствовед Н.А. Дмитриева в своей книге про Ван Гога признает, что «традиционной прямой перспективе Ван Гог открыто не изменял». Отчаявшись уличить художника в «измене», Дмитриева тут же пишет, что он допускал всякие «сдвиги, вольности, утрировки» и далее на нескольких страницах повествует об этих «сдвигах и вольностях». Но никаких признаков «обратной перспективы» у Ван Гога она все равно не находит, и потому выдает такой абзац:
«Следуя законам прямой перспективы художник вносит в нее и некоторые элементы «обратности», характеризуя удаленные предметы яснее, чем приближенные. Не редкость у него и обратная цветовая перспектива, то есть преобладание холодных тонов вблизи и теплых, «желтеющих» - в глубине, что приближает к нам далекие планы, выводит их на плоскость холста».




В принципе, конечно все правильно – картины, построенные по такому принципу у Ван Гога встречаются, но все же их меньшинство. А в большинстве цветовое построение идет по классическому принципу: вдали все размытое и холодное, вблизи – четкое и теплое.( Хотя, надо сказать – голубой у Ван Года порой почти столь же интенсивен, как и желтый). Плоскостность полотнам художника придает фактурный мазок, но это уже совсем другая история.

Tags: 19 век, Ван Гог, живопись, зрительное восприятие, искусство, исторические мифы, перспектива, постимпрессионизм
Subscribe

  • Ещё о "сломанном телефоне" и дивных зверях ноздророгах

    1. Ноздророг. Христианская топография, XVI в. РНБ, Погод. 1089 Полагаю, тут первоисточник понятен - знаменитая гравюра А. Дюрера. Напомню, что…

  • Что за зверь?

    3 Сборник. XVII в. РНБ, F.XVII.23 Собственно, написано. Камелопардус, жираф, стало быть, пусть и не ахти какой изысканный Изысканные (мною)…

  • Енс Юль (1745-1802)

    Давно я не писал про датских художников. На этот раз заберёмся довольно глубоко в прошлое, в 18 в. Енс Юль - художник мастеровитый, мастерство его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments