tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

О влиянии картин на восприятие

Оригинал взят у rogix в Зеркало Клода или викторианский Instagram







Зеркала Клода из коллекции лондонского музея науки, примерно 1750-1770 гг, Photo http://commonplace.nl/claudeglass


Зеркало Клода или викторианский Instagram

Поведение современных туристов заслуживает яркой сатирической оценки: намериваясь увидеть достопремичательности своими собственными глазами, они, вместо этого, самозабвенно «любуется» окружающими видами сквозь экраны наладонных устройств, снимая видео и делая бесчисленные фотографии. Даже посещение концертов и выставок для некоторых — это превращение в импровизированный «живой штатив» для камеры. Забавно, что схожее поведение было свойственно и светской публике XVIII-XIX веков.

В ту пору стало очень популярным путешествовать и любоваться различными живописными видами, например, пасторальной природой или благородными архитектурными развалинами. Вне конкуренции, безусловно, оказывалась Италия где в избытке можно было отыскать и первое, и второе. При этом естественный вид окрестностей считался слишком броским, едва ли не вульгарным: яркие краски, натуральная геометрия пространства, кажущаяся слишком беcхитростной. Изысканные путешественники предпочитали более «декоратизированную» картину мира, привычную им по живописные полотна. В этом им помогали специальные устройства, известные как зеркала Клода (Claude mirror либо Claude glass). Они представляли собой небольшие закрывающиеся футляры, которые можно было хранить в кармане или портфеле. Внутри располагалось небольшое зеркало прямоугольной или элипсоидной формы. Его поверхность могла быть слегка искривлена, чтобы благородно искажать отраженное пространство. Поверхность стекла тонировалась (отсюда и второе название аксессуара — Black Mirror, Черное зеркало), чтобы приглушить оттенки и придать картинке притягательную сумеречность.



Одна из работ Клода Лоррена. Бросается в глаза ее затемненный тон. via

Изображение казалось небольшой живописный миниатюрой, импровизированной копией картин, написанных Клодом Лорреном (Claude Lorrain) — французским живописцем XVII века, ставшем именем нарицательным в классическом пейзаже, именно в его честь и было названо зеркало. Считается, что художник использовал специальный мольберт, с достаточно крупным затемненным стеклом, с помощью которого он анализировал виды, которые затем собирался писать. Для художников зеркало Клода носило достаточно практический смысл. Оно помогало не только инструментально скадрировать пейзаж для переноса на холст, но и исследовать тоновую картину пространства.


Современное зеркало Клода большого формата, установленное в аббатсве Тинтерн, Англия. Photo by The Claude Mirror and the Picturesque

Однако же для богатых викторианские путешественников, устройство было ли приятной безделицей. Они могли двигаться в экипажах, любуясь проплывающими видами, смотря не в окно, а на свою ладонь, держащую зеркало. Можно предположить, что во время пеших прогулок, они долго крутились на одном месте, выискивая наиболее впечатляющее и яркое отражение.

Могу допустить, что ценились зеркала с каким-нибудь выразительным изъяном, которые придавали отражению какой-то дополнительный шарм — какая-то особая трещинка, слегка осыпавшийся отражающий слой, неоднородная тонировка. Эдакая ломография тех дней.

Источники:


http://www.gardendesign.com/ideas/art-botany-the-claude-glass
http://en.wikipedia.org/wiki/Claude_glass



То, что "викторианцы" любовались пейзажами в замутненном зеркале - факт довольно известный. Это еще один пример того, как реальность подгонялась под идеалы, сформированные искусством. (Из недавнего об этом см. здесь). Вообще, конечно, интересная тема - как изображения ("вторая реальность") формируют наше восприятие. Из личного - у нас в детстве был черно-белый телевизор, так, помню, цвета в цветном телевизоре казались мне слишком яркими. А Лоррен, кажется, писал нормальные по цвету картины, не пытался их специально затемнить, и только со временем они потемнели. В 18 веке (или несколько раньше) стало модно писать темные картины в подражание старым мастерам, Хогарт с этим боролся, но безуспешно, пришлось ждать еще сто лет, пока художники не вышли на пленэр.
Tags: 18 век, 19 век, живопись, зрительное восприятие, пейзаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment