tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

О "вросших очках"

Оригинал взят у mmekourdukova в опять о парижском «богословии иконы»
По случаю того, что в Вики обнаружились нужные картинки, пощу их вместе с цитатою из себя.


Тайна

восприятия художественного образа, бытия этого образа в сознании зрителя не меньше есть, чем тайна рождения образа художником.
Тайна бытия большого исторического стиля не только достояние тех, кто сам творит зримые объекты – носители стиля. Она в равной степени покрывает и зрительские отношения со стилем, и на этой тайне основывается церковное иконопочитание: пишутся иконы избранниками, вплоть до гениев и святых, но общаются с иконами все без исключения, вплоть до последних простецов, невежд, вплоть до иноверцев и неверов.

Но отвлечёмся немного от иконы и «иконного» стиля, чтобы привести ещё одно удивительное свидетельство абсолютной одержимости стилем своей эпохи, феномена вросших очков, тем более удивительное, что относится оно ко временам сравнительно недавним.  

Незадолго до Первой Мировой войны в семье одного преуспевающего английского врача стали происходить странные вещи, на несколько лет завладевшие вниманием всех спиритических салонов Лондона. Дочери-подростки объявили родителям, что на некой лужайке у них в саду собираются водить свои хороводы самые настоящие эльфы. От выдумщиц поначалу просто отмахнулись, но девчонки выпросили у отца фотоаппарат, и вскоре сенсационный снимок пошёл по рукам: крошечные человечки с крылышками пляшут в нескольких шагах от притаившейся в траве младшей сестры. Эксперты-фотографы подтвердили подлинность негатива и к тому же заявили, что фигурки действительно двигались в момент съёмки контуры их были слегка размытыми по сравнению с контурами неподвижных объектов. Сам великий Артур Конан-Дойль, в ту пору увлекавшийся аномальными явлениями, ползал с лупой по парку доктора, допрашивал сестёр вместе и порознь по всем правилам шерлоко-холмистой дедукции, но разоблачить мистификацию ему не удалось. Сестры даже сделали ещё парочку снимков по просьбе «отца» великого сыщика, и вновь экспертиза подтвердила подлинность негативов...

 

Прошло несколько лет. Спиритические салоны пошумели и потеряли интерес к этой истории – эльфы с феями никому, кроме сестёр, являться не желали, а доказать поддельность фотодокументов тоже никому не удавалось. Подросшие девочки нашли себе другие забавы и заботы. Сенсация покрылась прахом забвения, и только семьдесят лет спустя единственная выжившая участница затянувшейся шутки призналась журналистам: ни с какими эльфами они не общались, это были вырезанные из журналов фигурки, посаженные в траву на длинных шляпных булавках... Хорошо сохранившиеся фотографии воспроизводились тут же – ужасные, грубые, топорные подделки, явные бумажные вырезки, от которых за версту разило стилем журнальной графики начала века – дешевейшей имитацией манеры Обри Бёрдсли.



Как можно было хотя бы на минуту принять их за живые существа?
Каким образом купились на эту «дурилку картонную» не два-три заведомых профана, а целый пласт образованного общества гордой европейской столицы?!
Ответ один – это был «их стиль», стиль их эпохи, те очки, которые вросли в их переносицы...

Вот насколько прочно сидит в нашем эстетическом подсознании некий эталон, некий аршин, которым мы мерим все стилистические феномены, с которыми сталкиваемся в жизни сей....

и т.д., стоп пока здесь.

 


Tags: 20 век, livejournal, зрительное восприятие, психология, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments