tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О датировке русских шатровых храмов 16 в.

Привожу список шатровых церквей в том виде, в каком его дает Википедия. Жирным шрифтом выделены храмы, датировка которых не вызывает сомнений. Курсивом - утраченные храмы, привожу их изображения.

1. Ц. Покрова Богородицы (Троикая), Александров. От 1508-1513 до 1570-х

2. Ц. Вознесения в Коломенском – 1532.

3. Воскресенская ц., Городня (Зевалово). 1530-1540-е(до 1550-х). Впервые упомянута в 1578 г.

4. Ц. Николая Чудотворца Покровского монастыря, Балахна, от 1552 до рубежа 16-17 вв.

5. Успенская церковь Брусенского монастыря, Коломна. Датируется по надписи на камне 1552 г. Дата сомнительна, возможно храм построен несколько позднее (М.А. Ильин. Русское шатровое зодчество)

6. Собор Спаса Преображения Воротынского монастыря, Калуга. 1550-е. Обоснования этой датировки я не встречал. По Ильину – 17 в. (?)

7. Церковь Космы и Дамиана, Муром. Освящена в 1564/65 г. Шатер обрушился в 1868 г., ныне восстановлен в искаженном виде. До "реставрации" выглядел вот так:


Источник фото

8. Собор Бориса и Глеба, Старица. 1558-1561. (Надпись на храме). Разрушен в 1802 г.:

IMG_0980.JPG

9. Церковь Николая Чудотворца "Долгошея". Рязань. Ок. 1566. Впервые упомянута в 1568. Впрочем, возможно была перестроена в 1681 г. Разобрана в 1902 г.:

XuWUm1OWzws.jpg

10. Церковь Никиты Мученика. Елизарово. 1667. Дата – в надписи на храме.

11. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Девичьем Поле. Москва 1570-е либо шире – вторая пол. 16 в. разрушена в 1812 или 1820-х гг.:

0_687c4_b81b2ad_L.jpg

12. Церковь Николая Чудотворца (Гостинодворская), Казань. Не имеет точной датировки. (16 в.) Полностью перестроена в 1870-х гг.:

Gostinodvorskaya_tzerkov.jpg

13. Успенская ц., Суздаль. От 1570 до рубежа 16-17 вв. впервые упомянута в 1628 г.

14. Церковь Преображения в селе Остров – от сер. 16 в. (или даже начала) до первой пол. 17 в. Первое упоминание – 1646 г. (?)

15. Введенская ц., Старица. 1570 г. Основания датировки не ясны

16. Ц. Ильи Пророка. Пруссы – до 1578

17. Благовещенская церковь Троице-Лютикова монастыря, Калужская обл., 1570-е, разрушена в 1930-х:

post-13-0-02667000-1390145018.jpg

Отдельно следует упомянуть:

Покровский собор на Рву, Москва, 1555-1561 (Если не ошибаюсь, дата строительства приводится в Никоновской летописи, в отрывке, относящемся к 17 в.)

Ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Москва, от 1529 до 1570-х (Чаще всего датируется сер. 16 в.). Впервые упомянута в 1631 г. Не является шатровой, но тесно связана с шатровым зодчеством.

С конца 16 в. даты строительства большинства церквей более-менее однозначные, хотя и там можно покопаться.
Как видим, даты постройки большинства храмов весьма туманные. А ведь это не какие-нибудь деревенские церквушки. Почти все они находятся в царских имениях, или имених высшей знати, или, наконец, в крупных городах.

Tags: 16 век, датировка, хронология, церкви, шатер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments