tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Храмы оборонного типа в Беларуси

Вот еще интереснейшая тема, до которой доберусь ли когда - не знаю. Обратите внимание, кстати, на проблемы датировки церквей, особенно храма в Сынковычах, особенно если по ссылкам пойти.

Оригинал взят у mareneve в Храмы оборонного типа в Беларуси
Оригинал взят у mareneve в Храмы оборонного типа в Беларуси
Во время путешествия по западной Беларуси, богатой костелами в неоготическом, неороманском стилях, стиле барокко, мы увидели также три чудесно сохранившихся со времен Великого Княжества Литовского образца храмового зодчества оборонного типа.
Времена феодальные были смутные, то междоусобицы, то войны с соседями – ВКЛ было лакомым куском для многих. В крупных по тем временам городах для защиты от неприятеля строились замки и крепости, а в малых деревушках такой крепостью нередко служила церковь, где в случае опасности могли укрыться и выдерживать осаду местные жители.

P8211149
Церковь Рождества Богородицы в Мурованке

Такие культовые сооружения строились с мощными стенами, которые достигали до двух метров в толщину, башнями с разноуровневыми бойницами для лучников и арбалетчиков, для ведения ближнего, среднего и дальнего боя; нередко эти храмы окружались крепостным валом.

Самые древние из сохранившихся на территории Беларуси – церковь Рождества Богородицы в Мурованке (или Маломожейковская) и храм Святого Михаила в Сынковичах. К сожалению, точные даты постройки их неизвестны. Некоторые специалисты считают более ранней церковь в Сынковичах, другие утверждают обратное.
Как бы то ни было, в 1542 году Маломожейковская церковь уже упоминалась в документах.

Церковь Рождества Богородицы в Мурованке
д. Мурованка, Щучинский р-н Гродненской области

P8211150-001

Мы приехали в Мурованку вечером, когда церковь была уже закрыта, а деревня показалась нам вымершей. Храм располагался на небольшом пригорке в конце улицы, и в начинающихся сумерках, среди безмолвия, выглядел очень величественно. Абсолютную тишину нарушал только шелест листьев; кругом царил безмятежный покой.
Внезапно отворилась дверь крайней хаты, и едва держащаяся на ногах сухая старуха, вышедшая из нее, затянула неожиданно сильным голосом белорусскую песню.
Пока она пела, я слушала ее, не шевелясь, как зачарованная.. Потом песня оборвалась так же резко, как и началась, хлопнула дверь, и все смолкло.

P8211152-001

P8211156-001

А из таких вот наклонных каналов на головы осаждающим могла вылиться раскаленная смола или кипяток.
P8211155-001

Архитектурные и исторические подробности о церкви в Мурованке, например, тут

Храм Святого Михаила в Сынковичах
д. Сынковичи, Зельвенский р-н Гродненской области

Упомянутая уже Сынковичская церковь-крепость была в буквальном смысле «по дороге». Стоит она в окружении нескольких деревьев, как островок-оазис в чистом поле. Исчерпывающих снимков мы не сделали, т.к. храм был окружен строительными лесами, и в то время, когда мы приехали, проводилась служба; по понятным причинам фотографировать внутри мы не стали.

P8221267

Эта церковь-крепость признается специалистами наиболее аутентичным образцом оборонной православной готики. Косметические ремонты, которые проводились в 19 веке, не изменили существенно ее облик.

P8221269

Архитектурные подробности тут

Считается, что церковь Святого Михаила была построена как православная в 15-16 веке (точная дата неизвестна). Хотя существует легенда, по которой храм заложил еще князь Витовт в конце 14 - начале 15 века в знак благодарности жителям Сынкович ( Витовта заточил в Кревском замке двоюродный брат Ягайло, но он бежал, переодевшись в женское платье, и переждал погоню в одной крестьянской хате в Сынковичах).

Польский историк Юзэф Ядковский, который в начале 20 века интересовался подробностями строительства Михайловской церкви, привел сообщение, из которого следует, что отец Е.Михайловский на одном из колоколов сынковичской церкви нашел надпись «Anno Domini 1460». Поскольку колокола не отливались задолго до строительства храма, логично предположить, что церковь к тому моменту уже могла существовать. И поэтому, возможно, строительство ее действительно могло начаться уже при Витовте.

А во время реставрационных работ под слоями штукатурки были найдены греческие и латинские фразы, одна из которых подписана 1213 годом. Так что секретов эта церковь хранит еще много.

А вот и старые знакомые: каналы-"варницы" для тепловых процедур.
P8221268

Костел Святого Иоанна Крестителя в Камаях
Камаи, Поставский р-н Витебской области

Если Михайловская церковь была только частично закрыта строительными лесами, то костел Святого Иоанна Крестителя в Камаях целиком закутался в строительную сетку. Вот таким мы его увидели 4 года назад.

P8211081

P8211083

Этот храм был выстроен на деньги героя Хотинской битвы с турками графа Яна Рудомина-Дусяцкого в 1606 году. Имя архитектора неизвестно, возможно им был некий местный мастер.
Вначале костел был четырехбашенным и имел три апсиды, но после пожара в XVII веке был перестроен в одноапсидный, была добавлена часовня и усыпальница, а башен осталось только две, на западном фасаде.
Эта церковь по своему уникальна: она все время своего существования, т.е. ни много ни мало 400 лет, была действующей, и даже в советский период участь овощного склада ее миновала.

На воротах до сих пор красуется родовой герб графа – владельца Камаев Яна Рудомина-Дусяцского.

P8211082

Так выглядит костел после реставрации (фото из интернета)




Подробности здесь.

А это местный житель, встретившийся нам по дороге в Камаи
P8211084




И еще. Когда читаю про "оборонные церкви", анекдот вспоминается: "А на крышу пулемет поставим, чтобы наши консервы не растащили"
Tags: 15 век, 16 век, 17 век, livejournal, Белоруссия, датировка, средневековье, церкви
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments