tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Об эволюции форм в архитектуре барокко. Фасады церквей. Часть 1.

Барокко, разумеется, вырастает из ренессанса, хотя кое-где можно усмотреть в нем и другие корни, например, готические. Но основа – именно ренессансная. Рассмотрим, как происходила эволюция стиля на примере одного элемента архитектуры – фасада церкви. Тем более, что сам Вёльфлин этому вопросу уделял большое внимание. <
Одним из типов ренессансных фасадов церквей является фасад с повышенной серединой и двумя низкими боковыми сторонами. Он прекрасно выявляет трехнефную структуру церкви, и берет начало в седой древности, еще от первых римских базилик.
В 16 столетии такой тип фасадов становится очень распростараненым. Классический пример – фасад ц. Сан Спирито ин Сассиа по проекту Антонио Сангалло (1538-1580).



По другой версии фасад возведен в 1585-90 гг.Несмотря на волюты, это еще типично ренессансный фасад, безо всяких барочных изысков.
Очень близок к нему фасад Санта Мария аи Монти (Джакомо делла Порта, 1580), разве что ниши на фасаде стали глубже, а боковые нефы – уже.



Другой пример протобарочного типа фасадов – ц. Санта Катарина деи Фунари, 1564 г.
""

(Вёльфлин приписывал ее дела Порта, современные исследователи – Гвидетто Гвидетти). Внешне он может показаться «более барочным», нежели два предыдущих, за счет обильного декора. Но с точки зрения формы ничего не меняется – фасад по прежнему плоский, а окно на фасаде – круглое. Можно было бы здесь говорить о маньеризме, но уместно ли понятие «маньеризм» распространять на архитектуру? Скорее уж здесь речь должна идти о позденй фазе в развитии стиля, когда декору придается большее значение, нежели собственно архитектурным формам.
Сооружением, с которого принято вести повествование о стиле барокко является Иль Джезу.



От предыдущих храмов он отличается в первую очередь размерами. Виньола преработал план классической базилики, превратив боковые нефы в ряд небольших капелл. Джакомо делла Порта, по проекту которого в 1575 г. был построен фасад привносит типично барочный элемент – ризалит в центральной части. Впрочем, здесь он акцентирован еще слабо.
Иль Джезу – один из главных иезуитских храмов, и это обстоятельство имело большое значение для последующего развития архитектуры. В 17 веке иезуиты приобрели огромное влияние во многих старанх мира и везде возводили церкви, так или иначе восходящие к Иль Джезу. Вот интересно, если бы роль иезуитов в истории не была бы столь значительной, или Иль Джезу была бы посторена в ином стиле – как бы стала архитектура развиваться?
Но вернемся в Рим.



Развитие идей, заложенных в Иль Джезу можно видеть на примере ц. Санта Сусанна, работы Карло Мадерны (того самого, который построил фасад Сан Пьетро), 1597-1603. Та же рельефность фасада, ризалит и декоративные контрфорсы- волюты.




Примечательно, что чуть позже строится церковь Санта Мария ин Валичелла (1605, арх. Фаусто Ругези), фасад которой выглядит куда строже. Тем не менее это именно барокко. И ризалит присутствует и овальное окошко, а контрфорсы становятся совсем уж символическими. Похоже, люди просто устали от пышности и обилия декора и захотели сделать передышку.



Но передышка была недолгой. В 1626 г. по проекту Мадерны была достроена ц. Санта Мария делла Витториа, где он вернулся к тому, чего достиг в своей же Санта Сусанна.



А вот Сан Инъяцио (1626, арх. Альгарди) представляет собой шаг вперед. Центральная часть фасада выступает столь сильно, что создается впечатление разомкнутого фронтона (еще одна характерная для барокко деталь, встречающаяся, впрочем и раньше).
Постепенно композиция фасада усложняется все больше.Изящное решение нашел Марио Лунги Младший в ц. Санти Винченцио э Анастасия около фонтана Треви (1650):



Здесь как бы тройной ризалит, обрамленный колоннами. Забавно, что кое-кто из современных искусствоведов видит здесь обратную перспективу, впрочем она везде им мерещится.
Но к середине 17 века возможности дальнейшего развития идей, заложенных в Иль Джезу были исчерпаны. Оставалось только все больше и больше усложнять композицию фасада, как это сделано в Сан Андреа делла Валле (1650):





Но на самом деле настоящее барокко только начиналось. В середине 17 века в Риме творили три великих архитектора, которые и определили лицо стиля на ближайшие полтора столетия, это Пьетро да Кортона, Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Между тем, из италии такой тип фасада распространился в другие страны, во многом благодаря иезуитам.
Например, во Францию:


Ц. Валь де Грас, Париж, 1646-1667
Во Фландрию:
  




Брюгге, ц. св. Вальбурги. 1619-1643



Лёвен.Синт- Михельскерк, 1650.


Брюссель, ц. Иоанна Кркестителя, 1657-1576.




Бальдассаре Лонгена. ц. Скальци, Венеция, 1656-89.



А это уже Польша, Краков, ц. свв. Петра и Павла, 1605-1619. Построена итальянским архитектором Джованни Баттиста Тревано, В дикой Сарматии шли в ногу со временем. А все благодаря иезуитам.


Костел Найсветейшего Салватора (Спасителя, надо полагать), 1640-е. А в Чехии зачем-то приделали к фасаду лоджию и получилось несколько нелепо. 


Пока всё. Но продолжение следует.

Tags: 16 век, 17 век, Италия, архитектура, барокко, датировка, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments