tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Об эволюции форм в архитектуре барокко. Фасады церквей. Часть 3

Барокко, как любой другой стиль в архитектуре может развиваться двумя путями: путем усложнения конструкций и планировки, и путем «наращивания» декора. Условно эти два пути можно обозначить, как конструктивный и декоративный, хотя для себя их я называю «цивильным» и «варварским». Прошу не цепляться к этим словам, ибо я не вкладываю в них никакого оценочного смысла.
Так вот, северо-восток (германцы и славяне) пошел в целом по первому пути, юг (южная Италия, Пиренеи и Латинская Америка) – по второму, а на северо-западе (северная Франция, Англия, Голландия, Скандинавия) родилось нечто такое, к чему термин «барокко» можно применять весьма условно. Разумеется, это очень грубое обобщение, на самом деле тут много нюансов и исключений.
Этот пост про второй путь, «варварский».
Вот церкви, построенные в трех сильно удаленных друг от друга городах Италии:




Ц. Санта Мария дель Джилио, Венеция, ё1678-1681 арх. Джузеппе Сарди.




Базилика дель Санта Кроче, Лечче, закончена в 1695 г. Город Лечче называют «апулийской Флоренцией» за прекрасные образцы барочной архитектуры. Но почему-то он, как и многие другие города южной Италии слабо раскручен по сравнению с Севером. Короче говоря, как выберусь в Италию в следующий раз, надо будет обязательно посетить Лечче.




Собор в Сиракузах, Сицилия, 1728-1753. Тут пошли по пути увеличения рельефности.

Пиренеи

Многие памятники архитектуры Испании конца 16 –начала 17 века несут на себе итальянское влияние, идущее все от того же Иль Джезу. При этом они отличаются такой строгостью и скупостью декора, что собор в Вальядолиде (после 1595) на фоне остальных церквей выглядит довольно веселенько:




Но к середине 17 века ситуация меняется, декор становится все богаче.




Фасад монастыря картезианцев Санта Мария де ла Дефенсьон, Херес-де-л-Фронтера, 1667.


Меня здесь поражает даже не декор, а контрфорсы-волюты по бокам, сжатые до предела. Превращение конструктивных элементов в сугубо декоративные и использование их не по назначению – еще один характерный признак «варварского» пути развития.

И переносимся на век вперед и дальше на запад – в Латинскую Америку:




Иглесиа де ла Компанья, Арекипа, Перу, фасад -1698. Сильно напоминает русское узорочье второй половины 17 в.




Иглесиа де ла Компанья, Кито, фасад закончен в 1765(?).




Собор в Мехико, вход в табернакль 1749-1760;



Про фасады в общем закончил, хотя тема неисчерпаема. Я говорил в основном про фасады, так или иначе восходящие к одному прообразу - Иль Джезу, поэтому, например, двубашенные фасады выпали из внимания. Думаю, будут еще многочисленные дополнения. А дальше я собираюсь про другие барочные формы написать. в частности про планировку в виде овалов и эллипсов, про купола, про разомкнутые фронтоны, да много еще про что, насколько терпениях хватит. Тему про посмертное существование готики тоже бросать не собираюсь (эти две темы перплетаются), так что ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments