tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О богинях, всадниках и "бритве Оккама"



Во многих статьях и исследованиях русского народного искусства наблюдается следующая особенность. Сначала автор заявляет, что дошедшие до нас образцы резьбы или вышивки относятся в основном к 19-20 векам, а затем ведет рассуждения о всяких Великих Богинях, Ярилах и Велесах, изображения которых встречаются на образцах народного искусства.


В качестве примера - работа А.К. Амброза "О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧНОГО ТИПА».

В отличие от Рыбакова и его последователей Амброз не возводит образ «Великой богини со всадниками» к языческим временам целиком, а пытается найти в нем разновременные пласты, начиная с первобытности (до появления земледелия) до влияния городской вышивки 18-19 вв.
В самом начале статьи имеется такой текст:

Но русские крестьянские орнаментированные ткани средневековой поры по сути не сохранились, и главным источником для их изучения служат изделия XIX — начала XX в. (так называемые вышивки архаического типа). Привлекая Такие поздние вышивки для изучения древнерусского язычества, историки подчас забывают, что вышивка (в отличие от археологических материалов) еще много столетий, прошедших со времени падения язычества на Руси, оставалась составной частью живой народной культуры и, значит, не могла не претерпеть существенных изменений. В отношении ее до сих пор не проделана работа, обязательная при пользовании историческими источниками: выделение разновременных пластов и их относительная и абсолютная датировка.


Итак «русские крестьянские орнаментированные ткани средневековой поры по сути не сохранились», но в том, что они существовали, автор не сомневается. А откуда, собственно, такая уверенность? И, самое главное, «орнаментированные ткани» - понятие очень широкое, и тут возникает вопрос, о какой конкретно технике орнаментации идет речь вышивке, ткачестве, набойке, и какого рода орнамент они содержали. В частности, вывод о существовании в древнерусской вышивке изображения «богини со всадниками» делается «ретроспективно», на основании наличия «очень архаичных элементов» в вышивках 18 -19 вв. А откуда ясно, что эти «архаические элементы» попали в вышивки в столь древнюю эпоху? Хождение по замкнутому кругу получается…
Дело в том, что изображения в народном искусстве предельно схематизированы, что дает основание разным исследователям видеть в одной и той же фигуре и женщину (вариант – рожающую женщину), и дерево, и птицу и даже дом. С другой стороны, примитивность образов служит основанием для сближения, например, таких сильно разнесенных во времени и пространстве сюжетов, как изображения на греческих вазах, финно-угорских подвесках и русских вышивках 19 века. Но что в них общего? Ну да, есть кони, повернутые головами друг к другу. О чем это может говорить? В первую очередь о стремлении к симметрии, свойственном народному искусству в некоторых случаях. Это, кстати, заставляет некоторых исследователей думать, что всадник перед «богиней» изначально был один. Ну а конь, он и в Африке конь (хотя порой в примитивном искусстве коня сложно отличить от птицы).




И кстати, с чего исследователи взяли, что между всадниками, например, на рисунках 1 и 8 изображена именно женщина? Никаких явных женских признаков у этой фигуры нет, о носить одежду такой длины вполне могли и мужчины (на рис. 8 всадники так и одеты).
Что касается других элементов орнамента, то зачастую они очень просты и могут возникать совершенно независимо у разных народов. Речь идет о всяких ромбиках, крестиках, кружочках и спиральках, которые у исследователей превращаются в солярные знаки и символы плодородия. Ну допустим, кружочек с крестиком внутри на бубне чукотского шамана действительно символ Солнца (или земли). Почему он должен являться таковым в резьбе на русской прялке 19 века (пример условный)
И еще один момент. Одинаковая техника может привести к тому, что изображения совершенно разного происхождения становятся очень похожими.
Вот, например, итальянские ткани народные ткани :




А вот итальянская девушка разгуливает в переднике с конями и двуглавыми орлами:





Действительно, кое-что напоминает. Кто-то, возможно, кинется рассуждать о гиперборейской прародине и о том, что Венецию основали венеты (т.е. славяне). Вопрос только в том, когда такие элементы появились в народной итальянской одежде: как-то не встречал ничего подобного на картинах эпохи Возрождения (речь идет именно о народном костюме).
К чему все это? А к тому, что не следует умножать сущностей сверх необходимости. И если можно объяснить происхождение того или иного элемента в народно искусстве из «городского» искусства 17-19 веков (например), следует ли искать его истоки в глубине веков.
Разумеется, это только введение в тему. Продолжу на примере с наличниками.
Tags: 18 век, 19 век, 20 век, 21 век, датировка, искусство, народное искусство, наука, примитив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments