tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

"Принцип Анны Карениной" и классицизмы в искусстве

О «принципе Анны Карениной» («все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему») писал Джаред Даймонд, когда говорил об одомашнивании животных. Применительно к изобразительному искусству я бы сформулировал его так: все классицизмы похожи друг на друга, все проявления антиклассицизма в искусстве индивидуальны.
Что такое классицизм? Несомненно, одной из его характерных черт является умеренность. А умеренность – это «среднестатистичность», если так можно выразиться. Я уже писал про эксперимент, когда лица «среднестатистических» европеоидов оказались очень близки по своим пропорциям к лицам античных статуй. И эти лица оказались наиболее привлекательными: не широкие, не узкие, нос прямой (а не горбатый и не курносый), не слишком маленькие и не слишком большие глаза и рот и т.д.

_50.jpg

Думаю, то же касается и красивой фигуры, похожей на античную статую (и мужскую и женскую). Такой человек не будет ни длинным, ни низкорослым, ни толстым, ни худым, с хорошо развитой мускулатурой, но не перекаченный, с соразмерными частями тела (ноги ни длинные ни короткие и т.д.).
Но, как сказал Тутанхамон, правда середина всегда одна, а вот отклонений от нее множество. Классицистская правильность со временем приедается, люди хотят разнообразия. А вот в какую сторону отклонятся «неклассические» идеалы красоты - зависит от многих, порой случайных факторов. Поэтому маньеристические женщины не похожи на полнотелых матрон Рубенса, и ни кто из них не похож на дев с картин прерафаэлитов. Но любование крайностями также не может быть долгим, и маятни опять движется в сторону канонов, выработанных давным-давно.
Классицистские и не-классицистские периоды в искусстве (живописи и скульптуре, в первую очередь):
Высокое Возрождение
Маньеризм
Болонский академизм
Караваджизм, барокко, реализм первой пол. 17 в.
Классицизм (Пуссен и последователи)
Рококо
Неоклассицизм
Романтизм
Академизм сер. 19 в.
Течения втор. пол. 19-нач. 20 века
(Разумеется, таблицу можно детализировать)
В двадцатом веке, первой его половине, вновь возрождается классицим. Разумеется, не только в виде сталинского ампира и искусства Третьего Рейха, можно хотя бы «неоклассицизм» Пикассо вспомнить. Про искусство последних десятилетий говорить не буду, ибо большое видится на расстоянии.
Можно продолжить таблицу вглубь времен, скажем так:
Зрелое кватроченто (Боттичелли, Веррокио)
Раннее кватроченто (Мазаччо, Гиберти)
Интернациональная готика
Треченто
Но тут ясность пропадает, поэтому воздержусь пока. Два концептуальных поста, за несколько часов – это слишком для меня.
Tags: антропометрия, историометрия, классицизм, цикличность, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments