tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Готика. Жизнь после смерти -8. Англия, 17 век. Готическое барокко Кристофера Рена.

Традиционно считается, что «готическое возрождение» началось в 17 веке в Англии. Обычно первым памятником неоготического стиля называют здание библиотеки колледжа Сент-Джон в Кембридже (1624).







Вид колледжа Сент-Джон сверху. Библиотека справа.




Интерьер библиотеки.


Думается, однако, что речь здесь должна идти не о «возрождении» («revival»), а о «выживании» («survival»). Н. Певзнер цитирует связанный со строительством библиотеки документ, из которого следует, что по мнению некоторых почтенных мужей окна старых церквей больше подходят для библиотеки. По-моему, это свидетельство консерватизма некоторых представителей английского общества, ибо всякое «возрождение» того или иного стиля начинается тогда, когда стиль начинает рассматриваться, как нечто экзотическое. А в 17 веке в Англии, как и в большинстве других европейских стран готика не изжила себя окончательно. В целом здание библиотеки представляет собой некий сплав готических и ренессансных элементов (до барокко Англия в начале 17 века еще не доросла), типичный для архитектуры того и несколько более раннего времени.
Тут следует пару слов сказать о моем понимании псевдоготики. Псевдоготика – это то, что готикой не является, но пытается выглядеть похоже на нее. Причем похожесть эта – сугубо внешняя и проявляется она в основном на уровне декора, а не конструкции и планировки. Так вот, «возрождение» готики начинается с того, что готические декоративные элементы переносятся на барочные здания. Думается, что конструктивная основа готики – нервюрные своды, стрельчатые арки и контрфорсы с аркбутанами в эпоху барокко должна была казаться архаичной, ибо и конструкция и планировка зданий стали более совершенными, поэтому из готики заимствовались в основном неконструктивные элементы.


«Возрождение» готики принято связывать с именем Кристофера Рена (1632-1723), которого можно считать одним из трех величайших архитекторов своего времени (два другие – Гварини и Жюль-Ардуэн Мансар).




Рен в 1711 г.

Рен был барочным архитектором – во многих его творениях явно чувствуются итальянские прототипы (например башни собора Св. Павла восходят к колокольням Сан Аньезе Бернини). Кстати, старик Бернини, будучи в Париже, заметил молодого зодчего из северной полуварварской страны и неизвестно, благословил ли, но влияние оказал точно.
Известно, что барочный план лондонского собора, восходящий к микеланджеловскому проекту Сан-Пьетро, Рен изменил под «давлением общественности», и в конструкции храма появились готические черты, в частности аркбутаны, которые сэр Кристофер все же предпочел скрыть. Но все же, собор Св. Павла достоин отдельного поста, а здесь речь непосредственно о реновской псевдоготике.
Вот башня колледжа Крайст Чёрч в Оксфорде:




Конструкция весьма характерная для барокко (впрочем, не только для него) – «восьмерик на четверике», причем углы четверика по-барочному скошены. Все это увенчано экзотическим шлемовидным куполом, а еще два таких купола венчают башенки, фланкирующие вход. Готика здесь на уровне декора и в качестве экзотики.

Или башня церкви Ст. Дунстанс:




Здесь опять готика – в экзотическом варианте: шпиль держится на четырех изогнутых опорах – конструкция, представляющая плод бурной фантазии Рена.
Сам архитектор говорил про готические башни, что они «не лишены изящества и украшают здания», а также считал, что строительство Вестминстерского аббатства должно быть продолжено в формах готики, дабы избежать смешения стилей.
Примечательно, что и планировка большинства построенных Реном после пожара 1666 года церквей и их перекрытия также восходят к барочным образцам, в первую очередь – к голладским. Вообще, Рен был экспериментатором, и в своих творениях использовал элементы множества стилей, так что готика была лишь одним из них.
Наиболее «чистые» примеры реновской готики – ц. Сент-Олбанс и Сент-Мэри-Олдермэри.
От первой из них сохранилась только башня, 1685 г.:







Сент-Мэри-Олдермэри является шедевром псевдоготики.




Именно "псевдо-". Рен берет за образец характерный для Англии воронкообразный готический свод, но здесь конструкция крепится к деревянному перекрытию, т.е. играет сугубо декоративную роль:




А парусные своды боковых нефов имеют эллиптическую форму, что видно на плане:




А вот пример творения Рена, который мне нравится больше всего:






Ц. Сент Клемент, 1680-82. Башня на фасаде заставляет вспомнить нарышкинское барокко, но она была построена в 1719-20 гг. Джеймсом Гиббсом.







Алтарная чать церкви – яркий пример барочной любви к изогнутым линиям, столь редкий в «перпендикулярной» Англии.


Tags: 17 век, Британия, архитектура, барокко, готика, датировка, искусство, неоготика, стили, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments