tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Готика. Жизнь после смерти-9. Чехия, начало 18 в. Барочная готика и готическое барокко.

Интерес к готике проснулся на рубеже 17-18 веков не только в Англии, но и на другом конце Европы – в Чехии. И если зачинателем «готического возрождения» на Альбионе (этаким Джотто, или даже Чимабуэ) принято считать Рена, то чешское «готическое барокко» обязано рождением также в основном одному человеку – Яну Блажею Сантини (1677-1723)

У Сантини были итальянские корни – его дед был каменщиком и прибыл в Богемию в середине 17 века. Отец тоже был каменщиком, и сам Ян (или Джованни) Айхл родился в Праге и умер там же.
Фамилию Сантини он и его брат Франтишек приняли будучи в Италии в 1696-99 гг. Там юноша попал под влияние творений Борромини. Русская Википедия говорит также о влиянии Гварини, но его творения Сантини, похоже, мог видеть только на картинках.
Вернувшись из Италии юный архитектор начал работать самостоятельно, как говорит чешская Вики: «V roce 1700 už Santini samostatně realizoval stavby…»Наследие его очень велико, причем как и в случае многих художников того времени не всегда точно удается определить его авторство, поэтому число приписываемых Сантини работ значительно превышает то, что он достоверно сделал. Большинство его работ – в духе набирающего силу богемского барокко, мы же рассмотрим те, что принято относить к готическому барокко или барочной готике ( более распространен последний термин. Кстати, пару слов о терминах. Для себя я определяю так: «барочная готика» – это здания, начатые строится в готическом стиле и сохранившие в основном его конструктивные особенности, но завершенные уже в эпоху барокко. Таковых было очень много, во всех ведущих странах Европы, о чем я говорил в прошлых выпусках сериала. А вот «готическое барокко» - это барочная в основе своей архитектура, подражающая готике. Такое подражание часто было сугубо внешним – заимствовались всякие неконструктивные элементы: стрельчатые окна, нервюры, пинакли и т.д.
По всей вероятности интерес к готике со стороны Сантини связан с тем, что он восстанавливал готические церкви. Читал, что некоторые из них лежали в руинах еще со времен гуситских войн, но в это верится с трудом.
Первой работой Сантини в этом плане считается монастырский костел Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя (1703-1708) в Кутной Горе. К сожалению, я не нашел изображений средневекового костела до перестройки по проекту Санини.




Внешний вид.



Экстерьер в 1865 г. Так что готический фасад - новодел.



Средокрестие.



Неф.



Абсида.

Несмотря на изящество нервюр, они несут чисто декоративную функцию, и внутренний вид церкви кажется однообразным. Исключение составляют нервюры в абсиде.
В более поздних творениях Сантини готические элементы смотрятся более органично. Самый яркий пример – костел Рождества Богородицы монастыря в Клардубах:




http://kladruby.euweb.cz/images/fotografie/pozadi/P1010002.JPG

Монастырь неоднократно опустошался на протяжении 15-16 веков, но после Тридцатилетней Войны, в 1650-70 гг. был полностью восстановлен.


Выглядел он в это время так:



http://kladruby.euweb.cz/images/fotografie/historie/histor1.jpg

Гравюра 1666 г.

А так монастырь стал выглядеть после перестроек 18 века (1774 г.):



http://kladruby.euweb.cz/images/fotografie/historie/histor5.jpg

Видно, что собор был перестроен капитально.




Проект фасада Я. Сантини.
Внутренний вид собора:




Неф




Купол










Нервюры.




Вид купола снаружи.

Фотографии отсюда: http://kladruby.euweb.cz/pages/jazyky/anglicky/pictures.htm


Но самым выдающимся произведением Сантини считается паломническая ц. Яна Непомука в Зеленой Горе.
Здесь барочные и готические элементы сливаются так органично, что невозможно отделить одно от другого. К тому же это единственный пример среди наследия Сантини, когда барочно-готическое сооружение строится «с нуля», а не восстанавливается.






Небольшая центрическая церковь имеет в основе правильный пятиугольник – фигуру, которая крайне редко встречается в европейской архитектуре вплоть до позднего Возрождения. Церковь обнесена оградой в форме десятиконечной звезды.





http://ourplaceworldheritage.com/photolibrary/photos/CZ04NAGM_104.JPG

Купол церкви явно вдохновлен Сан Иво алла Сапиенца Борромини, только там в основу положена шестиконечная звезда, а тут – пятиконечная. И конечно же нервюры. Здесь они играют чисто декоративную роль.




План церкви.




Общий план.

Среди множества церквей, Сантини, можно выделить еще костел Рождества Богородицы в Желиве (1714-20):






Обратите внимание на характерную для Сантини и не очень характерную для настоящей готики деталь: окно в форме трехлучевой звезды на фасаде.
Вот еще строения, приписываемые Сантини:




Костел св. Прокопа, Všehrdy, до 1732. Для Сантини слишком примитивно, окна в нижнем ярусе башни имеют уже форму треугольника с криволинейными сторонами, как в ц. Яна Непомука.











Капелла Св. Яна Непомука в Бествине. Этакий пример вульгаризации идей Сантини, по своему милый и интересный.
«Барочная готика» представлена не только именем Сантини. Вот, например, костел Рождества Богородицы в Руднице над Лабем, перестроенный архитектором Оттавио Бьондо в 1725-34 г.:





К сожалению, в отличие от английского «готического барокко» чешское не имело столь широкого распространения, и в отечественной искусствоведческой литературе о нем мало известий. А жаль, оно того достойно.

Tags: 18 век, Чехия, архитектура, барокко, готика, датировка, искусство, неоготика, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments