tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Рафаэль и Вазари о хронологии готики

Рафаэль (а может, Браманте, или Кастильоне) в знаменитом письме папе Льву X (1519 г., опубл. в 1733 г.) делает попытку классифицировать архитектуру Рима по стилям.
И так как могло бы показаться затруднительным отличать, старые здания от новейших или наиболее древние на них от менее древних, то, чтобы не оставить ни малейшего сомнения в душе тех, кто захочет получить эти сведения, я утверждаю, что это возможно сделать, без особого труда. А именно в Риме находятся лишь три вида построек; к первому из них относятся старейшие, которые стоят со времен первых императоров и до времени разрушения и повреждения Рима готами и другими варварами, второй вид - из эпохи владычества готов и последующего столетия и, наконец, третий - постройки, воздвигнутые с того времени и до наших дней. Здания современные всех заметнее как потому, что они новы, так и потому, что они еще не во всем достигли того совершенства и тех несметных затрат, которые можно заметить и усмотреть в античных. Это происходит оттого, что в наши дни архитектура достигла большого развития и достаточно приблизилась к манере древних, как это видно из многих прекрасных зданий Браманте.

Второй вид построек – готика, «немецкая манера», далее Рафаэль (будем считать его автором письма) говорит о стрельчатой арке, как о характерной особенности этого стиля. Позднейших комментаторов смущала фраза о том, что готика появилась во времена готов и существовала лишь одно столетие, т.е. в 5-6 вв., если понимать буквально. Так Эрвин Панофский предлагает понимать под столетием неопределенно долгий промежуток времени («мы же говорим “сто лет назад”»).
Но почти такую же хронологию, только более детализированную дает Вазари:
До такого состояния дошли таким образом искусства рисунка к тому времени, когда Италию захватили лангобарды, после чего они стали развиваться беспрепятственно, хотя многое делалось все хуже и хуже, настолько, что трудно представить себе работу более грубую и с меньшим пониманием рисунка. Об этом свидетельствуют помимо многих других вещей фигуры над дверями в портике Сан Пьетро в Риме, выполненные в греческой манере в память о нескольких святых отцах, выступавших на соборах в защиту христианской церкви…
То же самое произошло и с архитектурой, ибо строить было нужно, форма же и правильный способ были целиком забыты из-за смерти мастеров и из-за разрушения и порчи их работ. Поэтому те, кто посвятил себя этому доброму делу не могли построить ничего, что благодаря порядку, или соразмерности обладало бы каким-либо изяществом, рисунком, или смыслом. Но затем стали появляться новые архитекторы, кои, принадлежа к варварским народам, нашли способ строить для них в манере, которая ныне именуется нами немецкой. Они создали некоторые вещи более смешные для нас, новых людей, чем похвальные для них самих, пока, наконец, лучшие мастера не нашли лучшую форму, несколько сходную с правильной древней, и в этой манере мы видим по всей Италии ими построенные более старые, но не древние церкви, как, например, построенные Теодорихом, королем Италии, дворец в Равенне, другой - в Павии и третий – в Модене в варварской манере, скорее богатые и огромные, чем отличающиеся правильным пониманием и хорошей архитектурой. То же самое можно утверждать и относительно Сан Стефано в Римини, Сан Мартино в Равенне и храма Сан Джованни Эванджелиста, сооруженного в том же городе Галлой Плацидией приблизительно в 438 году, а также относительно Сан Витале, построенного в 547 году, Бадии ди Класси и ди фуори и вообще многих других монастырей и храмов, сооруженных после лангобардов.


Хронология Вазари очень путанная, его рассказ полон анахронизмов, подробности я разбирал здесь. Но тем не менее, ясно, что «немецкая манера» (готика) господствовала в архитектуре до того как были построены «старые, но не древние церкви» 5-6 вв. В дальнейшем Вазари говорит о постройках 10-11 вв., замечая, что архитектура постепенно улучшалась. Древнейшей же датой, имеющейся в книге Вазари, является 438 г., когда был построен мавзолей Галлы Плацидии, именуемый церковью Иоанна Крестителя.
Далее Вазари пишет:
Все эти постройки, равно как и остатки несохранившихся, свидетельствуют о том, что архитектура кое-как еще держалась, но сильно выродилась и далеко отклонилась от хорошей древней манеры. Доказательством этому могут служить и многие старые дворцы, построенные во Флоренции после разрушения Фьезоле, тосканской работы, но с варварским порядком в размерах их слишком вытянутых дверей и окон и в формах стрельчатых арок, соответствующих приемам чужеземных зодчих тех времен. Затем в 1013 году мы видим, что искусство уже несколько окрепло, когда перестраивалась прекраснейшая церковь Сан Миньято ин суль Монте во времена мессера Алибрандо, гражданина и епископа Флоренции; ибо, помимо мраморных украшений внутри и снаружи, по наружному фасаду видно, что тосканские архитекторы стремились подражать в дверях и окнах, колоннах, арках и карнизах, насколько могли, доброму древнему порядку, распознав его до некоторой степени в древнейшем храме Сан Джованни в своем городе.
Фьезоле был разграблен в 1010, 1025 и 1125 гг., дворцы, о которых говорит Вазари, по всей вероятности, относятся к 113-14, а может и 15 векам.

Очевидно, что и Рафаэль и Вазари стремились отодвинуть готику, вызывавшую у них неприязнь как можно дальше вглубь веков. Правда первый говорит, что немецкая манера «во многих местностях существует и теперь», а второй замечает, что «лучшими мастерами она не применяется» (а худшими, стало быть, применяется), что является абсолютной правдой. Но как видим, для авторов эпохи Возрождения передвинуть близкие им по времени сооружения почти на тысячелетие назад не представляло никаких проблем.

См. также:

Когда издавали литературное наследие мастеров эпохи Возрождения?

Хронология Леонардо

Хронология Гиберти

Про темные века. Из старых записей
Tags: 16 век, Вазари, Италия, Рафаэль, античность, готика, ренессанс, средневековье, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments