tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Эволюция форм в барокко: еще немного о куполах. Италия, 18 в., Бернардо Виттоне.

Гварини безусловно был одним из величайших архитекторов барокко, однако непосредственных преемников у него почти не было. Отчасти это можно объяснить цикличностью в развитии архитектуры – на рубеже 17-18 столетий изыски Борромини, Гварини и их последователей сменяет архитектура довольно строгого вида. К тому же, самое известное литературное произведение Гварини – «Трактат о гражданской архитектуре» был издан только в 1737 г., а до этого имели хождения отдельные листы с проектами мастера, многие из которых, увы, так и не были осуществлены.
Идеи Гварини получили наиболее яркое продолжение в творчестве Бернардо Виттоне (1704-1770).
Виттоне родился в Турине, в семье купца, учился в Риме, в 1737 познакомился с «Гражданской архитектурой» Гварини и попал под ее влияние. К сожалению, информации о нем немного – статья в Вики только на трех языках. Отчасти это может быть связано с тем, что Виттоне строил церкви не в столицах а в небольших городках вокруг Турина.
Первым творением Виттоне, в котором ощущается влияние Гварини является капелла делла Визитационе в Валиното (1738).



Экстерьер.






Интерьер.








Купол




Разрез


Внешне она напоминает ц. Сан Лоренцо в Турине и также перекрыта нервюрным куполом.




Разрез ц. Сан Лоренцо в Турине.

Но в отличие от Гварини, Виттоне делает купол не одинарный, а тройной, при этом пространчство между шестью нервюрами ничем не заполнено, так что они играют чисто декоративную роль в отличие от нервюр у Гварини. Идея с наложением куполов идет, по всей вероятности, от Ж.-А. Мансара.
Другая работа Виттоне –ц. Санта Кьяра в Бра, внешне похожая на капеллу делла Визитационе, но тут опять два купола, но уже без нервюр, свет проникает через отверстия во внешнем куполе.




Внешний вид





Купол




Разрез и план

И наивысшим достижением туринского архитектора является ц. Сан Бернардино в Кьери (1766), перекрытая сложнейшей системой куполов:





К сожалению, пока не нашел разрезов.



http://static.panoramio.com/photos/original/1045690.jpg

Но эпоха барокко уже уходила в прошлое и фасад Сан Бернардино достраивался после смерти Виттоне уже в традициях неоклассицизма.

В общем, про купола продолжу, будет большой пост.

Cсылка: Работы Гварини, Юварры и Виттоне



Tags: 18 век, Италия, архитектура, барокко, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments