tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Культурный слой Рима - 2.


Это Пантеон и площадь перед ним – Пьяцца делла Ротонда. Фото сделано примерно год назад.




А это, как считается, одно из старейших реалистических изображений Пантеона, датированное 15 веком. Видно, что ступени, ведущие в храм, скрыты под слоем земли, и даже базы колонн не просматриваются. Между колоннами – перегородки, высотой метра по три. Кто и когда создал этот рисунок – неизвестно даже редакторам Википедии.



Гравюра Дюперака, 1570-е. Впрочем, в книжке «Античный Рим» из французской переводной серии «Открытие» эта гравюра датирована 17 веком. Видно, что уровень земли здесь значительно выше, чем на предыдущем изображении (примерно на метр, если судить по портику). Но вообще, изображение странное. См., например, на разгрузочную арку слева от портика. На гравюре Дюперака она упирается в карниз первого яруса, тогда как в действительности она расположена значительно ниже. Но расстояние до земли примерно то же, что и на гравюре Пиранези, созданной двести лет спустя. После просмотра дюпераковских гравюр у меня складыватеся впечатление, что художник порой намеренно преувеличивал степень «запущенности» римских древноестей, и «заваленности землей» в частности.
В 1580-х гг. перед Пантеоном был построен фонтан по проекту Джакомо делла Порта. Наверное тогда же были расчищены ступени Пантеона.





Вот так фонтан выглядел в 1670-х годах (гравюра Дж.-Б. Фалда, 1670-е). Странно, что за почти столетие, вроде бы прошедшее со времени сооружения фонтана, культурный слой почти не нарос. Или пьедестал был еще выше? Кстати, фонтан – один из примеров раннего барокко в чистом виде.





А так Пьяцца делла Ротонда выглядела на рубеже 17-18 вв., по всей видимости. По сравнению с предыдущей гравюрой наросло примерно 30 см. земли. На сайте, откуда я эту гравюру взял, она датирована 1774-м г., но это неверно. Одежда людей никак не соответствует концу 18 в., да и вся обстановка тоже. Колоколенка над коньком фронтона, присутствующая на двух первых рисунках снесена, зато по бокам – две башенки, построенные по проекту Бернини. Ступени полностью расчищены от земли. Ну и у пьедестала фонтана четыре ступеньки, а не пять – одна скрылась под слоем земли.



Гравюра Пиранези. Здесь Пантеон выглядит очень величественно, хотя и кажется сильно разрушенным.



Еще одна гравюра, Джузеппе Вази (1710-1782). Пьяцца делла Ротонда вымощена булыжником. Дом, пристроенный к Пантеону слева, снесли, на фонтан поставили обелиск, а его пьедестал еще сильней погрузился в землю.




Картина Фернандо Партини, 1794 г. И пьедестал фонтана и ступени Пантеона все больше погружаются в землю.



Ок. 1835 г. Стилобат Пантеона уже не виден, а ступени перед фонтаном едва просматриваются под слоем земли.




Фотография Джеймса Андерсона (1813-1877), по всей вероятности 1860-70-е гг. Вокруг Пантеона уже прокопана канава, т.к. уровень земли уже выше уровня его пола. Фонтан тоже уже стоит практически на земле, и обнесен оградой по контуру верхней ступеньки пьедестала.
В 20 веке местность вокруг Пантеона опять расчистили до уровня мостовой конца 18-начала 19 века. Получается, за двести лет нарастал культурный слой, толщиной метра полтора.



А это я обхожу Пантеон слева. Уровень современной улицы за Пантеоном метра на 3.5 выше уровня основания храма.
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, 21 век, Италия, архитектура, датировка, история, хронология, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments