tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

О традициях в российском образовании

Оригинал взят у mmekourdukova в о конечных целях образования

Не могу не поделиться – оно не ново, но очень уж изящно в простоте своей – отрывком из вот прямо сейчас с аппетитом читаемой автобиографической повести Надежды Лухмановой.  Учившейся в Павловском Институре благородных девиц в самой середине позапрошлого века.

«Весь последний год старший класс "тренировали" как скаковых лошадей, тут была одна конечная цель --

выпускной экзамен. Экзамены эти были не так важны для девочек, уходивших навсегда из институтских стен, как для учителей, преподавательская деятельность которых оценивалась именно этими испытаниями. Девочек старшего класс в последнем году делили на три категории; их, как золотой песок, фильтровали и просеивали, составляя отборную группу солисток, на которых и обращалось все внимание; затем хор, с которым занимались тоже, так как они годились для определенных вопросов, чтобы усилить общее впечатление, и, наконец, статисток, вроде Салоповой, Грушецкой, которые уже никуда не годились и фамилии которых каким-то фокусом даже не всегда попадали в экзаменационные списки. Все искусство инспектора, вся ловкость классных дам, вся опытность преподавателей сводились к тому, чтобы ни один из самых язвительных "чужих" не нашел возможным определить настоящую степень невежества выпускных девочек.

Корифеями выпускных экзаменов являлись: Лафос -- француз, у которого четыре-пять девочек с чисто парижским произношением разыгрывали сцены Мольера и декламировали из Виктора Гюго и Ламартина; Попов -- с блестящими отрывками из русской словесности, стихами и всем чем угодно, кроме правописания, которого не знала ни одна; Степанов, у которого девочки действительно знали хоть что-то в границах преподаваемого им курса естественной истории и физики; затем учителя пения, танцев, гимнастики и музыки, у которых девочки играли на стольких роялях одновременно, сколько могли найти в институте, и во столько рук, сколько хватало. Мучениками последних экзаменов являлись: учитель рисования, которому надо было приготовить собственноручно тридцать недурных картин акварелью и карандашом и дать подписать каждой ученице свою фамилию, и учительница рукоделия, которая ночи просиживала за "институтскими" работами -- роскошными капотами, чепчиками и другими "ouvrages fins"(тонкими работами), которыми восхищались все зрители... В этом году, стараниями инспектора, для первых двух классов прибавился новый предмет и новый учитель: Николай Матвеевич Минаев, его брат, начал преподавать педагогику и дидактику. Признано было, что девочкам, треть которых готовится быть гувернантками, надо знать науку воспитания и обучения детей. Насколько педагогика послужила к развитию умственных способностей девочек -- это вопрос, но для классных дам наука эта стала "bête noire"(ненавистной), потому что дала повод критиковать все их поступки, так сказать, на законном основании».


Традиция, хочу сказать, не лапоть, ей даже семнадцатый год хребта не перешиб.
Картинка, извините, анахронистическая. Зато актуальная!





Как человек, неплохо работающий в этой системе, могу сказать, что за полтора века мало что изменилось. Понятно, что, скорее всего, такие традиции не только в отечественном образовании существуют, но что нам до ихних европ. Ну и опять, же к вопросу о России, которую потеряли...
Tags: 19 век, 21 век, Россия, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments