tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Эволюция барочных форм. Купола с двойной оболочкой -1.

Самый ранний пример купола с двойной оболочкой в европейской архитектуре – купол Санта Мария дель Фьоре, построенный Брунеллески в 1420-36 гг. (правда, на некоторых изображениях конца 15 в. его фонарь все еще в лесах, но об этом позже).




Разрез купола Санта Мария дель Фьоере. Рис. Чиголи (1559-1613)



О нем написано очень много, поэтому просто приведу сухие цифры. Внутренний диаметр - 42 м, высота внутреннего купола – 32 м., толщина внутренней оболочки от 2.4 до 2.1 м, наружной – 0.6 м, общая толщина -4.4 м. Купол имеет стрельчатую форму. Внешняя оболочка в основном нужна для защиты от осадков.

Один из самых известных куполов, построенных по образцу флорентийского – купол ц. Санта Мария дель Умильта в Пистойе, созданный Джорджо Вазари в 1563-68 гг.




http://www.cult-turist.ru/img/6781_orig.jpg





Разрез.
Однако, в отличие от флорентийского купола он имеет не стрельчатую, а полукруглую форму. Толщина внутренней и внешней оболочек примерно одинакова, общая толщина купола составляет ок. 3 м, а внутренний диаметр – 22 м. Думаю, отказ от стрельчатой формы связан прежде всего с тем, что в ней видели наследие готики, а готику Вазари (как и многие его современники) как известно, не жаловал.

Подвиг строителей купола флорентийского собора был повторен (и даже превзойден) лишь единожды – при строительстве собора Св. Петра.




Разрез купола соб. Св. Петра.



Разрез собора Св. Петра по проекту Микеланджело. Контур - купол Дж. делла Порта.

Общеизвестно, что первоначально Микеланджело планировал придать куполу полусферическую форму. Но его замысел был изменен Дж. Делла Порта, придавшего кривой купола овальную форму. Примечательно, что внутренняя и внешняя оболочки купола имеют различную кривизну. Окончательный вариант представляется более удачным, особенно с учетом того, что собор был увеличен в длину. Купол Микеланджело над фасадом Карло Мадерны наверняка казался бы невыразительным. А так он хорошо смотрится и вблизи и издалека.





Пример с собором Св. Петра наглядно показывает эволюцию архитектурных форм от ренессанса к барокко. Микеланджело, несмотря ни на что, оставался все-таки человеком Возрождения: его план Сан-Пьетро имеет форму греческого креста, а купол – полусферический. В 1588 г., когда к возведению купола приступил делла Порта, такая форма уже не была актуальной.
Подражаний собору св. Петра – великое множество,я приведу лишь один пример.




Это церковь Санта Мария ди Кариньяно в Генуе, построенная Галеаццо Алесси в 1560 г.




Разрез купола.



План.

Ее план очень близок к микеланджеловскому плану св. Петра со скидкой на «миниатюрность» (диаметр купола – ок. 16 м против 42.6 в Сан Пьетро). Форма купола, возведенного к 1603 г. почти точно воспроизводит форму купола ватиканского собора – здесь тоже две оболочки различной кривизны. Только фонарь выглядит слегка громоздким , но что поделаешь – тоже характерная для барокко черта.

Tags: 16 век, 17 век, Италия, архитектура, барокко, готика, датировка, история, ренессанс, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments