tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Детская болезнь крутизны





Собор Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро, Кот-д'Ивуар, 1989 г. Превосходит собор Св. Петра по высоте (158 м.) и по прощади (30000м. кв.), но вмещает в три раза меньше человек (18 тыс.). Типичный пример выпендрежа местных царьков-пркезидентов.



Сравнение размеров Сан-Пьетро и Нотр-Дам-де-ла-Пэ.


Вдохновили меня на написание этого поста сообщения о праздновании «193-летия города Грозного». Вот интересно, зачем в нищей республике с огромной безработицей 45-этажный небоскреб и «самий балшой мэчэт в Европэ»? Думаю, понятно зачем.
С древнейших времен самый лучший способ показать свою крутизну – построить что-то очень большое и абсолютно бесполезное. Я уже говорил об этом неоднократно и еще раз повторюсь. Одно из самых бесполезных сооружений – гробница. Много ли покойнику надо? Два куба земли или камней от силы. Но властители всех времен этим не удовлетворялись, изводили на свои курганы тысячи, десятки и сотни тысяч кубометров земли. Потом примитивные курганы перестали удовлетворять властителей, и архитектура гробниц стала более изощренной. Пирамида Хеопса, мавзолей Адриана (замок Св. Ангела), Тадж-Махал… Но мало построить гробницу, надо еще положить в нее несметные богатства, чтобы опять же все видели, какой ты крутой: такое добро в буквальном смысле зарываешь в землю.  В христианстве огромные гробницы строить не  принято, зато принято строить гигантские соборы, такие чтобы там непременно помещалось все население средневекового городишки. Но зачем строить высоченные купола и колокольни? Особой функциональной надобности в этом нет, но зато путник за много километров увидит, до чего же мощный этот город, в который он идет. Причем мало того, чтобы собор был просто большой, надо, чтобы он был больше чем у соседа. Очень показательна в этом плане история строительства соборов в Сиене и Флоренции. Как самцы змей поднимают друг перед другом голову как можно выше, пока один из них не упадет, так сиенцы и флорентийцы увеличивали свои соборы, стремясь сделать свой храм больше, че у соседа. В результате новый собор в Сиене так и не был достроен, а в Санта-Мария-дель-Фьоре  отгрохали такой барабан, что перекрыть его куполом оказалось непосильной задачей, и он так простоял несколько десятилетий, дожидаясь  Брунеллески. Можно еще вспомнить фамильные башни в итальянских городах (Сан-Джиминьяно – самый яркий пример).
Собственно к чему все это я говорю. А вот к чему. Болезнь под названием «гигантомания» - похоже, явление преходящее. В какой-то момент государство, или иной общественный институт перестает возводить гигантские сооружения, несмотря на то, что вполне может себе это позволить. Не думаю, что, например, Римская Католическая Церковь в 18-19 веках стала беднее, чем в 16-17 вв., однако в Риме и его окрестностях не было построено собора, превосходящего Сан-Пьетро размерами. Та же история с собором Св. Павла в Лондоне. Во Франции ситуация сложнее, но думаю, сохранись королевская власть в 19 веке, соборов, превосходящих размерами Пантеон не появилось бы. О чем может свидетельствует прекращение строительства гигантских сооружений? Возможно, о наступлении зрелости, когда у властителей уже нет надобности доказывать, какие они крутые. Вернее, доказывать они не перестают, но делают это более изощренно. Порой власть в государстве сменяется и уже новая элита бывает охвачена гигантоманией. Возможно примеры этого – Эйфелева Башня и памятник Виктору-Эммануилу (сооружения нефункциональные абсолютно).
Что касается России, то «при прежней, царской власти» гигантомания, похоже, достигла своего пика в середине 19 века (строительство Исаакия и ХХС), а потом пошла на спад. При новой власти она опять набрала силу, свидетельство тому – московские высотки и их «копии» в других крупных городах. Почему университет, пусть главный в стране должен быть 250 м. в высоту? Опять же думаю, понятно, почему.
Тут встает еще одна проблема: в какой мере размеры сооружения обусловлены его функцией? Ясное дело, что в случае с дымовыми трубами, радиомачтами, электростанциями  и т.д. «выпендреж» - не главное. А вот с небоскребами дело посложнее. Понятно, что земля в центре городов дорогая, и в докомпьютерную эпоху необходимо было собирать всех сотрудников огромной корпорации в одном здании, но только ли в этом дело? Думаю, высота многих небоскребов от Эмпайр Стэйт Билдинг до Бурдж-Халифа обусловлена не только этими причинами.





Бурдж-Халифа. Дубай, 2008 г., высота - 828 м.
Tags: 20 век, 21 век, архитектура, искусство, история, настроение, общество, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments