tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Про "пост-" и "нео-". Терминологическое

В комментарии к недавней записи ув. nezvanov применил к искусству Тибора Чернуша термин «посткараваджизм», я же считаю это неокараваджизмом, и сейчас попробую объяснить, почему.
Что такое «пост…изм»? Нечто, что приходит на смену некому стилю или направлению, восходит почти целиком и полностью к этому самому стилю/направлению, но при этом этим стилем не является. Причем, если в самом этом исходном стиле единство стиля явно присутствует, иначе он и не был бы стилем, то в «посте» ничего подобного нет и все, что объединяет входящих в него мастеров и школы – это единство происхождения и то, что идет он на смену чему-то. Классический пример здесь – постимпрессионизм. Много ли у Сезанна с Ван Гогом общего? Зачастую впоследствии из «пост…изма» рождаются новые школы, направления и стили, а порой он целиком перерождается в новый большой стиль (как постконструктивизм переродился в сталинский ампир). Иными словами, «…изм» - это конвергентный этап в развитии искусства, а «пост…изм» - дивергентный.
Но бывает еще и «нео-». Это когда художники «возрождают» (зачастую сознательно) стиль давно ушедший в прошлое. Иногда, впрочем, термин используется несколько иначе («неоимпрессионизм», применительно к творчеству Сёра. Синьяка и прочих), так что это скорее "пост-", чем "нео-". Ну и творчество Тибора Чернуша – это, конечно, неокараваджизм. А что такое посткарваджизм? По сути – это все великое искусство 17 века, от Рубенса (в меньшей степени) до Вермеера, включая и Веласкеса и Рембрандта и Гверчино с Пуссеном. Ни один из них не избежал влияния Микеланджело Меризи, прямого, или косвенного.
Кроме «пост…» и «нео…» есть еще и «прото…изм», т.е. искусство, очень похожее на некий стиль и хронологически ему предшествующее, но не напрямую. Про «протокарваджизм» я писал, поищите, если хотите. Черты импрессионизма также можно обнаружить у многих художников, начиная от Делакруа и Тёрнера и заканчивая Халсом и Тицианом, если двигаться вглубь. А вот для искусства, непосредственно предшествующего рождению некоего стиля, я бы использовал термин «пред…». Так барбизонская школа – это «предимпрессионизм».
Сам «…изм» может быть узким, как импрессионизм и широким, как модернизм. Последний, ИМХО, укладывается, условно в 1905-1915 гг., а все, что было после вполне можно называть постмодернизмом. И Дали, и даже Пикассо после 1914 г. – типичные постмодернисты. А Энсор или Мунк – предмодернисты (или премодернисты), а Гойя, Тернер или Блейк – «протомодернисты». Впрочем, «пред…» и «прото…» могут взаимозаменятся, тут очень четких различий нет, а вот «пост…» и «нео…» не могут.
Помещаю еще две картины Тибора Чернуша. Думаю, его «неокараваджистские» работы можно определить, как «постгиперреализм», точнее одно из его ответвлений.

1971.jpg
1971 г.

13.jpg
Tags: 20 век, живопись, искусство, караваджизм, терминология, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment