tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О неоклассицизме и тоталитаризме

К примеру, в 1930-х годах во всём мире, особенно во Франции и в США, вошёл в моду неоклассицизм, поэтому говорить о том, что именно товарищ Сталин волевым решением «отменил» рацио-направление, по меньшей мере, безграмотно.

800px-Jefferson_Memorial_as_seen_from_across_the_Tidal_Basin_in_Washington_DC.jpg
Мемориал Джеферсона, 1943

Ну да, "вошел в моду" неоклассицизм на Западе. Вернее будет сказать, что он никогда из нее и не выходил, ни в конце 19 века, ни в первой четверти 20-го. А так, конечно, начиная с 1920-х и до 1950-х наблюдается по всей планете некий "откат" (в хорошем смысле слова), пришедший на смену бурному напору модернизма. Но при этом собственно модернизм никуда не делся, и в архитектуре это очень заметно, "интернациональный стиль" был распространен весьма широко, да и кроме него всяких стилей и направлений хватало, ар-деко сохранял влияние вплоть до ВМВ.
То же касается и живописи и других искусств. Вновь набирает силу реализм, но и модернизм (и абстракционизм, как крайнее проявление) не уходит со сцены. Были и Хоппер с Уайетом и Ротко с Поллоком.

А вот в СССР ничего подобного не наблюдалось. Господство соцреализма и неоклассицизма в архитектуре (и сталинского ампира, как его квинтэссенции) было тотальным. Конечно, художники могли писать "в стол" абстрактные картины (как это делал Родченко), и возможно в 1940-нач.1950-х были построены здания не укладывающиеся в официальную парадигму (хотя вот так сразу я таких и не вспомню), но все это практически не нарушало единства Большого Стиля. Разумеется, дело здесь не в "волевом решении" Кремлевского Горца. Процесс унификации всего и вся был стихийным и во многом был порождением энтузиазма народных масс. "А что это он там такое непонятное рисует? Такой формализм нам идеологически чужд. Раздавить троцкистско-бухаринскую гниду!"
Разумеется, тоталитаристские тенденции были сильны в те годы и на Западе, и тех, кто осмеливался выделяться там также могли ждать весьма неприятные последствия (их там чаще всего обвиняли в симпатиях к коммунистам и социалистам). Но все же многообразия там было больше изначально.
Tags: 20 век, архитектура, искусство, общество, параллели, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments