tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Джентиле да Фабриано и "проблема Робера Кампена"

В истории искусства есть серьезная проблема – начало нидерландской живописи. С итальянской живописью таких проблем все возникает – там все довольно плавно и даже Джотто не появляется из ниоткуда, Каваллини, Чимабуэ, Дуччо и другие надежно связывают его с византийской традицией. Когда-то родоначальником фламандской живописи считался Ян Ван Эйк, и между ним и предшествующим искусством была поистине глубочайшая пропасть, как если бы человек произошел от мартышкоподобной обезьяны. Но уже давно пальму первенства у него отобрал Робер Кампен (Флемальский мастер) и пропасть стала уже и меньше, но все равно никуда не исчезла.
В числе предшественников Кампена числят братьев Лимбург и Мельхиора Бруделама, но все они работали в традициях интернациональной готики (восходящей, в конечно счете к живописи треченто). Трактовка пейзажа, объема и пространства, складки, изображение мелких деталей имеет в их работах совершенно иной харктер, нежели у Флемальского мастера. Некоторые другие мастера интренациональной готики, такие, например, как Мастер Тршебоньского алтаря – фигуры еще более призрачные, чем упомянутые фламандцы, к тому же слишком разнесенные во времени и пространстве с Кампеном. Связывали его и со скульпторами, в частности с Клаусом Слютером, но все же живопись и скульптура – искусства очень разные.

Robert_Campin_-_The_Nativity_(detail)_-_WGA14427.jpg
Робер Кампен. Рождество, фрагмент, Св. Иосиф

Masaccio,_polittico_di_pisa,_san_girolamo,_berlino,_38x12_cm.jpg
Мазаччо. Св. Иероним

800px-Tribute_money_25.jpg
Мазаччо. Св. Петр. Фрагмент фрески "Чудо со статиром"

Masaccio._Adoration_of_the_Magi._1426._Berlin-Dahlem.jpg
Мазаччо. Поклонение волхвов. Ср. Св. Иосифа у Мазаччо и Робера Кампена

Поскольку ЖЖ – не ваковский журнал, имею право на смелую версию без глубоких доказательств. Возможно, что на Робера Кампена оказали влияние итальянские художники первой четверти 15 века, в частности Джентиле да Фабриано, Мазаччо и некоторые другие (может быть Лоренцо Монако, Мазолино). Не берусь гадать, побывал ли Робер Кампен в Италии, или просто видел работы итальянцев. В сущности, знаем мы о нем очень мало, прямых доказательств его авторства нет, и, соответственно, хронология его работ повисает в воздухе. Ясно, что самые выдающиеся его работы были созданы до 1430-х гг., когда творили его ученики и последователи: Жак Даре, Рогир ван дер Вейден и Ян Ван Эйк.

Masaccio._St._Andrew._1426._Paul_Ghetty_coll.,_Malibu.jpg
Мазаччо. Св. Андрей

Masolino,_santi_pietro_e_giuliano,_philadelphia.jpg
Мазаччо. Св. Петр и Юлиан (или все-таки Павел?)

Master_of_Flémalle_(Workshop_of_Robert_Campin)_-_The_Flémalle_Panels_-_Google_Art_Project_(cwF5YRuJkBMAXQ).jpg
Робер Кампен. Св. Вероника

Gentile_da_Fabriano_-_Four_Saints_of_the_Poliptych_Quaratesi_-_WGA8553.jpg
Джентиле да Фабриано. Четыре святых

Некоторые типажи у Робера Кампена похожи на людей с картин Мазаччо. Есть нечто общее у них и в трактовке складок они широкие и угловатые, (причем у фламандца последняя черта утрирована), непохожие на изящные, «текучие» складки интернациональной готики. Конечно, Мазаччо моложе Флемальского мастера, но ведь многие выдающиеся художники-новаторы оказывали сильное влияние на старших коллег, например Караваджо.

800px-Gentile_da_Fabriano_-_Mary_Enthroned_with_the_Child,_Saints_and_a_Donor_-_Google_Art_Project.jpg
Джентиле да Фабриано. Мадонна со святыми и донатором

1423 да фабриано.jpg
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов

1920px-Triptych-with-the-entombment-of-christ-1822.jpg
Робер Кампен Сняте с креста

800px-Robert_Campin_003.jpg
Робер Кампен. Поклонение вохвов

Gentile_da_fabriano,_natività,_1420-21.jpg
Джентиле да Фабриано. Рождество

Gentile,_lapidazione_di_santo_stefano.jpg
Джентиле да Фабриано. Мученичество Св. Стефана

1920px-Life-of-saint-joseph-1829.jpg
Копия с Робера Кампена. История Св. Иосифа
С Джентиле да Фабриано Кампена сближает пристрастие к мелким деталям, внимание к фактуре, характер изображения гор, травы, своеобразный натурализм, мягкий у да Фабриано и очень явный у Кампена. Джентиле был популярным художником, и это не удивительно: он типичный «фактурник», умеющий изобразить все «как в жизни», да к тому же завораживающий тонкостью работы и обилием деталей. Обыватель, как известно, «мерилом работы считает усталость», и, похоже, Джентиле прекрасно приспособился к «варварскому» вкусу заказчиков. У Робера Кампена также с пространством напряженка – он брался за очень сложные задачи (как в «Триптихе Мероде») и не слишком хорошо с ними справлялся, в отличие от Джентиле, прекрасно понимавшего предел своих возможностей и не желавшего рисковать, как его юный коллега Мазаччо – типичный «пространственник». Робер Кампен – художник не менее выдающийся, чем Мазаччо, но «варвар», воспитанный вне контакта с классическим искусством. При этом, он большой индивидуал (признак действительно сильного мастера), поэтому, если контакт с итальянским искусством и имелся (скорее всего не очень глубокий), Кампен далеко от него (искусства) уходит и создает нечто принципиально новое. Но, как порой бывает, гениальные ученики оттеснили его на второй план, что даже имя его было забыто на много веков.
Gentile_da_fabriano,_Coronation_of_the_Virgin.jpg
Джентиле да Фабриано. Коронование Богоматери

Master_of_Flkmalle_Madonna_and_Child_with_Saints_in_the_Enclosed_Garden.jpg
Робер Кампен (?) Мадонна со святыми в саду

Gentile_da_Fabriano_066.jpg
Джентиле да Фабриано. Мадонна

Gentile,_madonna_di_orvieto.jpg
Джентиле да Фабриано. Обратите внимание на контраст между застывшим лицом Мадонны и абсолютно живым Младенцем. И на складки тоже

Gentile_da_Fabriano_-_Annunciation_-_WGA08546.jpg
Джентиле да Фабриано. Благовещение

800px-Robert_campin_-_de_mérode_altaarstuk.jpg
Робер Кампен. Благовещение. Центральная часть "Триптиха Мероде"


Tags: 15 век, Италия, Нидерланды, готика, диалог культур, живопись, ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments