tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Европейские мотивы в могольской миниатюре.

Как-то в последнее время увлекает меня тема Великих Моголов. В частности в связи с вопросом про то, как сильные мира сего бросали огромные средства на то, чтобы продемонстрировать своё величие, то есть крутизну в просторечии. Моголы строили для себя и своих родственников и приближенных великолепные гробницы и Тадж-Махал – только самая известная из них. А могольская миниатюра – это вообще, по-моему, одно из высших достижений исламского искусства, хотя исламской ее можно считать с определенной долей условности.
С конца 16 века, при Акбаре в миниатюру проникают элементы западноевропейского искусства, но особенно явным это проникновение становится при его сыне и преемнике – Джахангире. Придворные миниатюристы копируют европейские гравюры и миниатюры, шах помещает португальскую картину с изображением Девы Марии в свой гарем, интерес вызывают также карты, особенно атлас Меркатора. При этом могольские художники часто работают с натуры, а требование «фотографической точности» к их произведениям (особенно изображающим животных) выдвигает сам Джахангир.
Наверняка шахи любили искусство совершенно искренне, но это не исключает того, что главную цель искусства они все-таки видели в возвеличивании самих себя. Вот несколько миниатюр, красноречивое тому свидетельство:







Джахангир выказывает уважение суфийскому мудрецу и пренебрегает такими могущественными монархами, как английский король Яков I  и турецкий султан. В миниатюре очень много европейских мотивов: ангелы у «трона» в виде песочных часов, путти в верхних углах миниатюры, гротесковый узор на ковре, орнамент на рамке. А изображения персонажей - это именно портреты.




Джахангир сталкивает персидского шаха Аббаса в Средиземное море. Оба стоят на глобусе, восходящем к атласу Меркатора, могольский лев теснит персидского ягненка, а сам Джахангир изображен куда крупнее, чем его противник (интересно, какой был рост Джахангира и Аббаса в действительности?). Нимб Джахангира поддерживают европейские херувимчики.





Джахангир вводит также европейский обычай чеканки своего профиля на монетах. Причем, изображется он с бокалом вина, что для мусульман должно было выглядеть как неслыханная дерзость.
Это так, для затравки. Потом, может, еще напишу.
 
 
Tags: 16 век, 17 век, Великие Моголы, Индия, искусство, ислам, история, ренессанс, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments