tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Рождение перспективы-1. Проблема потолка

Тема это очень сложная, тянущая как минимум на несколько докторских, если по серьезному. Так что надеюсь, что читатели простят неизбежные упрощения.

Открытие перспективы неразрывно связано с развитием изображения интерьера. А изобразить его сложно. Интерьер в византийской живописи заслуживает отдельного разговора, здесь же я лишь отмечу, что зачастую его там вообще как такового нет, а то, что действие разворачивается внутри дома, обозначают лишь предметы мебели.

Osios_Loukas_1.jpg
Омовение ног. Мозаика монастыря Хосиос Лукас. ок. 1030-1040
Кроме того, в византийской живописи (до 14 века, по крайней мере) крайне редко встречается изображение потолка.

Christ_washes_apostles'_feet_(Monreale).jpg
Омовение ног. Мозаика собора в Монреале. Вт. пол. 12 в.

Потолок не сложно изобразить, если показывается только одна боковая стена в интерьере. В этом случае балки, образующие кессоны на нем и параллельные этой стене параллельными и показываются.

якопо торрити.jpg
Якопо Торрити. Брак в Кане

Но вот если надо показать две боковых стены, или подчеркнуть центричность композиции, задача существенно усложняется.

Художники предпочитали маскировать потолок за драпировкой.

Mosaici_del_battistero,_giuseppe_10_Sogni_del_faraone.jpg
Сон фараона. Мозаика флорентийского баптистерия, после 1270
Выход из ситуации – показать обе стены, сделать балки (или ряды кессонов) слева паралельными левой стене, а справа – правой. Это поняли еще в античности, а в конце тринадцатого века тот же прием использует Пьетро Каваллини.


Пьетро Каваллини. Рождество Богоматери
В этом случае все линии слева и справа будут параллельными, а центральные сойдутся в одной точке (эффект «рыбьей кости»).

Другой выход – свести все параллельные ряды кессонов в одну точку. Возможно, это получилось не сразу.

Duccio_di_Buoninsegna_-_Christ_before_Annas.jpg
Дуччо. Маэста. Христос перед Анной.

Иногда сходились кессоны только в центральном нефе, в боковых же оставались параллельными

Master_of_Saint_Cecilia_-_Legend_of_St_Francis_-_26._The_Healing_of_a_Devotee_of_the_Saint_-_WGA14478.jpg
Мастер Св. Цецилии. Исцеление человека из Лериды. Фреска верхней базилики Св. Франциска в Ассизи

… или в центральной части потолка:

Washing_of_the_Feet.jpg
Дуччо. Маэста. Омовение ног.
Но в конце концов все параллели на потолке сошлись в одной точке.

Giotto,_Lower_Church_Assisi,_Christ_Among_the_Doctors_01 - копия.jpg
Джотто. Христос среди книжников. Фреска нижней базилики Св. Франциска в Ассизи
Но все же, это еще не совсем перспектива.
Tags: Византия, Италия, живопись, мозаика, перспектива, пространственные построения, проторенессанс, средневековье, треченто, фрески
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments